Как известно, основные запасы углеводородов в России обнаружены на территории Сибири. Местные народы издревле практиковали здесь шаманизм. Европейцы впервые узнали о шаманах от русских путешественников и миссионеров, проникавших за Урал. В XVIII веке слово «шаман» прочно вошло в труды многих исследователей. Происходит оно от тунгусского «саман», что означает «одержимый», «неистовый». Так тунгусоязычные народы называли своих служителей этого религиозного культа. Понятие «шаман» распространилось так широко, что его стали употреблять повсеместно не только учёные, но и приверженцы шаманизма, хотя у каждого народа, применяющего подобные практики, существует собственное название этой культовой фигуры. Изучению шаманизма посвящены работы множества российских исследователей, в том числе доктора психологических наук Владимира Серкина и кандидата исторических наук Андрея Шаповалова. Именно от их трудов мы и будем отталкиваться в этом тексте.
.
.
Хохот
В 2001 году магаданский психолог Владимир Серкин опубликовал книгу «Хохот Шамана» о своём опыте общения с человеком, которого окружающие называли Шаманом. Впоследствии эта книга многократно переиздавалась, как на русском, так и на других языках. Я читал дополненное издание 2014 года. Вот, например, описание одного из диалогов с тем самым Шаманом:
– У тебя есть религиозные убеждения?
– В целом – есть.
– Какие?
– Я же – Шаман. (Смеется.)
– Ты общался с продвинутыми представителями культов, знаком с каноническими текстами?
– Да.
– Почему же тебя интересует примитивный шаманизм?
– Шаманизм – самая древняя форма религиозности. Даже официально – более шестидесяти тысяч лет. При кажущемся примитивизме шаманизм более интегрален, чем современные дифференцированные религии.
– Почему ты так уверен в этом?
– Большинство религиозных учений, развивая одни аспекты, утеряло другие.
– Но была ли в столь древнем шаманизме духовность?
– Если бы Высшие силы не стремились себя проявить с древних времен, сегодня не было бы развитой духовной жизни.
– А в чём видишь ограниченность учений?
– В гордыне.
– Как это?
– Когда учение объявляет только себя абсолютно истинным, а всё другое – ложными, оно впадает в гордыню.
– Но во многих развитых конфессиях есть высокообразованные и высокодуховные люди. Они мыслят и чувствуют не интегрально?
– На высоких ступенях в любой религии человек начинает быть целостным и понимать ограниченность частного.
– Почему же они об этом не заявляют?
– Кого не слышат, кого не хотят слышать, кто считает, что не поймут, кто боится…
.
.
Несомненно, Шаман – не атеист. Но и не придерживается никакой из мировых религий. К духам народов Севера относится уважительно, но не более. Таким образом, у него своя собственная концепция.
А вот как Владимир Серкин описал роль Шамана в социально-этнической общности людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.
«Шаман – это не вождь племени. Представьте себе, что сорок человек живут среди заснеженной тундры и обледенелого берега, где льды уходят на многие километры. В течение полугода они никого не видят. Но они не одиноки не потому, что есть радиосвязь, ничего такого нет и не было и непредставимо, а потому что шаман, через которого они поддерживают связь со своими предками, связь со своими потомками и связь с другими людьми за пятьсот, за тысячу километров от них в таком же маленьком поселке на побережье или стойбище. Вот в чём была главная функция духовная шамана. Конечно, он и лечил, и искал пропавших, нёс ритуалы и культурные традиции, но главная его была функция в том, что именно благодаря ему вот эти сорок человек девять месяцев в году в полярной зиме были не одиноки».
.
.
Звёзды
Затем Владимир Серкин переехал жить в Москву и стал преподавателем Высшей школы экономики. В 2017 году вышла его книга «Звезды Шамана: философия Шамана». В ней он уделил много внимания попыткам осмысления информации, полученной от Шамана, и формулированию научной концепции. Приведу ряд фрагментов из неё.
«Шаманизм – наиболее древняя форма религиозности. Он появился в ту эпоху, когда необъяснимые проявления сил природы персонифицировались как антропоморфные проявления духов различных стихий, предметов, людей (предков) и животных. Невозможно было выжить одному, просто не хватало физически времени выполнять все необходимые для выживания работы. Невозможно было выжить и без поддержки сил природы (духов). Заручиться поддержкой и покровительством таких сил можно было лишь в том случае, если человек не нарушал гармонию сложившихся природных отношений, дружил с соответствующими духами, стихиалиями, животными и другими сущностями. Таким образом, наличие невидимого, но реально влияющего на жизнь мира духов и проявлений различных природных сил было для человека очевидным и неоспоримым.
В таком мире каждый человек придерживался определённых ритуалов (бытовой шаманизм) и правил взаимодействия с другими мирами (мир духов, мир предков и пр.). Если обыденные отношения с тонким миром нарушались (болезнь, смерть, несчастный случай, череда непонятных, но значимых явлений, нарушения табу, полоса неудач и пр.), человек обращался за помощью к специалисту, посреднику общения с тонким миром – шаману. Шаманом не мог быть человек, просто вообразивший наличие у себя определённых способностей. Потому что реальный шаманизм требовал постоянного практического подтверждения. Даже весьма скептично настроенные по отношению к шаманизму этнографы советского периода называли шаманов избранниками духов.
.
.
Варианты такого «избрания» могут предопределяться наследственностью, династийностью, родовой передачей (варианты посвящения), родственными связями или необычными знаковыми событиями (удар молнией, деревом, появление неизвестного, редкого или магического животного, взаимодействием с животным и пр.). Обычно избрание сопровождается весьма тяжелой шаманской болезнью, включающей в себя переживания смерти, замены тела и возрождения. Далеко не всегда «избранный» рад такому призванию, часто нарушающему его установившиеся социальные отношения и вообще противоречащему его собственному мировоззрению, вынуждающему резко изменить образ мира и образ жизни для реализации уже не своих собственных интересов, а «служения» роду (племени, общине, деревне и пр.). Довольно часто избранник долго сопротивляется, что приводит его к тяжелым заболеваниям и немощи, продолжающимся до тех пор, пока человек не согласится заниматься шаманством. После этого здоровье полностью восстанавливается. Во время встречи шаманов с группой учёных, на которой мне довелось присутствовать, один из известных шаманов сообщил, что он сопротивлялся «призыву» очень долго, до тех пор, пока другой шаман не сообщил ему, что именно его сопротивление является причиной тяжелой болезни любимого племянника. После его согласия заниматься шаманизмом племянник выздоровел, а на теле у самого шамана за ночь проявился весьма очевидный знак избранничества.
Настоящим шаманом считается лишь человек, неоднократно доказавший на деле своим весьма практичным соплеменникам умение получить позитивный результат в трудных и разнообразных ситуациях (чаще всего – исцеление, поиск, прогнозирование, ритуалы; иногда – функции современной системы образования – культурная, профессиональная, социальная).
Человек как активная мыслящая сущность един со всей Вселенной и является её сотворцом. Существует «лестница развития» существ разного уровня развития. Человек находится сейчас примерно посередине лестницы. Между человеком и миром предков (не путать с Абсолютом) примерно столько же уровней существ, как между человеком и простейшими. Однако некоторые люди уже перешли (поднялись) критическую черту развития сознания, после которой они могут осознанно влиять на свое индивидуальное развитие и (коллективно) на развитие своего вида (Homo Sapiens). Без осознанных усилий развитие вида стагнирует и вид как бесполезный сбрасывается (например, путем самоуничтожения) с лестницы развития».
.
.
Мышление
В 2021 году Владимир Серкин выпустил книгу «Мышление шамана». Вот что он в ней писал.
«В настоящее время накоплены миллионы фактов (трансперсональный, религиозный и психотехнический опыт, неожиданное знание древних языков не изучавшим их человеком, предсказания будущего (проскопия), «выходы из тела» (ВТ) и путешествия сознания, телепатия, телекинез и пр.), многие из которых объективно зафиксированы на основе строго позитивистских требований и подкреплены свидетельствами и рассуждениями авторитетных учёных.
Например, человек в состоянии клинической смерти, в период, когда все физиологические и связанные с ними нейрокогнитивные процессы полностью отсутствуют (нулевые показатели электроэнцефалограммы и индикации всех других процессов), в состоянии ВТ наблюдает за происходящим и после выхода из состояния клинической смерти сообщает и о происходящем в целом, и о конкретных фактах и деталях ситуации.
Дальнейшее игнорирование многочисленной не объясняемой существующими теориями феноменологии психических явлений не приведет к исчезновению этой феноменологии, но может привести к потере научного статуса самой психологии.
.
.
Многие явления шаманской практики – наблюдаемые, зафиксированные на кинопленку и электронные носители и описанные большим количеством авторитетных ученых – до сих пор остаются необъяснёнными с позиций классической науки (и часто вообще не могут быть объяснёнными). В частности, общепсихологические проблемы биологического и социального, врожденного и приобретенного, психофизическая и психофизиологическая проблемы при изучении шаманизма приобретают новые особенные аспекты: внеисторического (присущего изначально всем народам – например, изменённые состояния сознания, представления о путешествиях в верхние и нижние миры) и исторического; натурального и культурного (взаимовлияние культур, влияние религиозных представлений и др.).
Многие шаманы, описанные этнографами, обладают завидным крепким здоровьем, подвижностью, большой выносливостью, обострённым восприятием и очень хорошей координацией. Например, когда шаман танцует в своём традиционном наряде, на нём примерно 10-20 кг железа. Ещё он танцует в небольших помещениях, потому что у северных народов помещения невелики (их надо отапливать, особенно в тундре, где с дровами трудно). При этом он ухитряется очень долго интенсивно танцевать и никого не задевать. Нормальный человек в таком костюме через полчаса упадёт. Шаман может танцевать часами, иногда сутками, потом впадает в транс, потом из него выходит и рассказывает о своём шаманском путешествии.
Описывать шаманских духов сложно по следующим причинам: никто из объективных наблюдателей их никогда не видел и не увидит. Это ещё не сложность – электромагнитного поля тоже никто не видел. Но поле проявляется одинаково в сходных условиях и его можно изучить, предсказать и, соответственно, измерить.
.
.
А духи субъективны, как и человек. Если человека окликнуть, он может ответить или не ответить, обернуться или сделать вид, что не услышал. Если невежливо, с его точки зрения, можно получить и агрессивный ответ. Также с духами: желательно общаться на их «языке», вовремя, вежливо (с их точки зрения), иногда настойчиво, иногда отступиться. Ещё шаман обычно договаривается о чём-либо. Попробуй, предскажи или измерь взаимодействие. Сложно, поэтому большинство современных учёных предпочитают с ними не общаться и вообще о них не думать».
.
.
Говорящие с духами
В 2024 году историк Андрей Шаповалов опубликовал книгу «Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма». В ней он написал.
«Шаманизм, или шаманство, в современных справочниках определяется как одна из ранних форм религии, основанная на вере в существование духов, населяющих окружающий мир, и в особого посредника – шамана, избранного самими духами, обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов, для чего шаман погружается в состояние транса. Это определение отражает внешнюю сторону шаманизма, делая акцент на избранничестве.
Обозначу три существующих сегодня научных подхода к исследованию шаманизма.
Первый восходит к эволюционной школе, он рассматривает шаманизм как особую стадию развития религии вообще, именно эту традицию продолжала советская этнография, и к ней относится приведенное выше определение.
Второй подход весьма близок первому, его существенное отличие в том, что он пытается представить шаманизм как вневременную универсальную мировоззренческую систему – своего рода натурфилософию. Здесь акцент делается не столько на обряде и фигуре шамана, сколько на мировоззрении как на важнейшем компоненте шаманизма.
Третий подход – психологический – напротив, сводит шаманизм к умению отдельных лиц входить в транс или применять в культовых целях техники измененного состояния сознания. Для этого подхода характерно представление, что шаманизм – это не религия с чётко установленным набором догм, а лишь метод. В фокусе внимания исследователей – ритуально-обрядовая составляющая шаманизма, техника транса. К этому подходу, в частности, тяготеют бесчисленные адепты современной мистики, видящие в шаманизме лишь спасительную от всех бед магию.
Согласно концепции адептов шаманизма, Вселенная состоит из трех «ярусов»: верхнего (небесного), среднего (земного), нижнего (подземного). Все три составляющие космоса находятся в определенной иерархии. Так, небо разделено на 3-7-9-12 сфер, каждую из которых населяют боги и духи, имеющие разный ранг и статус. На самом верху – демиург, главное божество, хозяин верхнего мира и всего сущего. Владыка мира правит через домочадцев и подчиненных (богов и духов), создаёт правила и следит за их выполнением.
Рангом ниже – его родственники или свойственники, могущественные боги и духи, в ведении которых находятся целые природные стихии и сферы жизни, они выполняют волю высшего божества, но чаще действуют самостоятельно. В самых близких к земле пространствах обитают духи невысокого ранга, имеющие весьма ограниченные возможности, часто они очень близки человеку. Это могут быть умершие предки, то есть их души, духи животных и растений, хозяева мест – гор, лесов, водоёмов. Они вступают с человеком в непосредственный (родственный, деловой, игровой, обменный, сексуальный) контакт.
Нижний мир устроен примерно так же, его хозяин – владыка подземного мира, смерти и тлена, он велик и страшен, в нижнем мире всё подчинено ему, он полярный аналог демиурга, его родственник и участник акта первотворения. Его владения также делятся на сферы, а подчиненные – на ранги.
Все части картины мира в принципе прозрачны и достижимы, в них можно попасть из любой части. Так, сами боги и духи могут перемещаться по космическим сферам от верха до самого низа, многие животные и птицы наделены способностью совершать путешествия по мирам. Душа человека, особенно после смерти, может пересекать границы миров, возноситься на самый верх или опускаться в глубины земли. Человек может вступать в контакт с духами верха и низа (чаще всего с духами невысокого ранга), хозяевами мест, покровителями, духами стихий, через специальный обряд люди могут прямо или через посредника обращаться даже к могущественным богам и духам. Наконец, весь космос проникаем для шаманов, которые могут перемещаться по разным сферам в меру своих сил и способностей, встречаться и вступать во взаимоотношения с любыми сущностями.
Даже противоположные качества богов и духов не абсолютны: добро (верхний мир) может принести зло, и, наоборот, зло (нижний мир) может следовать велению добра. В середине Вселенной всегда находится нечто, вокруг чего она строится. Это так называемая мировая ось – основа, на которую нанизаны все части мира: мировое дерево или мировая гора. Она соединяет их, но не дает смешиваться, удерживает мир в равновесии и порядке.
.
.
Социум – малая копия большого мира – всегда расположен в центре, а Вселенная строится по его подобию вокруг. Всё, что происходит, непосредственно связано с ним, делается для или против него. Изменения в социуме отражаются в картине мира, человек в определенном смысле является мировой осью, вынужденной постоянно поддерживать порядок в мире через систему ритуально-обрядовых практик и всей своей жизнью. Социоцентризм – основа любого мифологического космоса в шаманизме, в отличие от многих других религиозных систем, точно фиксирован привязкой осей мира к человеку. Своеобразным символом мирового дерева служат столбы – коновязи у тюрков и монголов, шаманские столбы и родовые деревья у народов Приамурья, шаманские деревья у эвенков. Это зримые воплощения мировой оси, которые несут мифологическую и ритуальную нагрузку.
Место шамана в космическом строении – граница. Рожденный человеком, но избранный духами, шаман проходит ряд трансформаций и становится не человеком, а некой иной, сверхчеловеческой сущностью. В то же время сам он не бог и не дух. Он как бы между ними, он маргинал, имеющий возможность не только жить на границе, но и свободно пересекать ее и осуществлять все пограничные функции.
Шаманизм считается ранней формой религии, но в то же время это религия современности. Не стоит забывать, что шаманизм даже в России, несмотря на антишаманские кампании 1930-х годов и последующий фактический запрет, выжил и достаточно распространен в Сибири. При этом его практикуют не где-то в отдаленных селениях. В крупных городах некоторых республик существуют шаманские центры и практикующие шаманы, к которым ежедневно обращаются клиенты, а иногда и представители республиканских правительств. В Южной Корее работают шаманские храмы, а традиционные шаманские календарные праздники собирают на публичные мистерии тысячи прихожан.
Живучесть шаманизма объясняется не только тем, что современное постиндустриальное сообщество ищет новые духовные ориентиры, в том числе и обращаясь к религиям прошлого, прежде всего это свидетельствует о его чрезвычайной адаптивности к любым изменениям. Шаман, находящийся в центре этой религиозной системы, легко вносит изменения в любой компонент, тем самым постоянно обновляя ее. Естественно, что эта религия сейчас существует совершенно не в таком виде, в каком ее встретили русские наблюдатели, скажем, 300 лет назад. Приноравливаясь к новым, даже самым неблагоприятным для себя условиям, шаманизм тем не менее не теряет своей цельности и привлекательности. Именно чрезвычайная адаптивность всей системы обеспечивает ей перспективы в будущем».