Выдержки из работ Дэвида Роткопфа «Суперкласс. Те, кто правит миром», Джеффа Пфеффера «Власть. Почему у одних она есть, а у других – нет», Михаила Хазина и Сергея Щеглова «Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите».
.
.
Роткопф
В 2008 году вышла книга американского исследователя Дэвида Роткопфа «Суперкласс. Те, кто правит миром». Вот что он в ней написал.
«Власть – это материя, плохо поддающаяся количественному измерению. Часто источником власти служит богатство. Как правило, легко конвертируется во власть социальный статус. Еще одним, вероятно, древнейшим, источником власти является возможность и угроза применения насилия. Иногда, впрочем, власть дают и не столь приземленные вещи, например идеи или исключительный доступ к чему-либо. Поскольку для власти не существует единственной или общепризнанной шкалы измерения, в ее оценке всегда присутствует элемент субъективности. Болеетого, глобальным влиянием пользуются очень и очень немногие. Часто те, кого мы привыкли считать влиятельными людьми, на самом деле обладают очень скромными возможностями на международной арене. Несмотря на внушительный имидж, они остаются фигурами лишь регионального или даже локального значения.
За последние десятилетия в мире возникла особая глобальная элита – класс людей, неизмеримо более могущественных, чем любая другая группа жителей планеты. Каждый из членов этого суперкласса имеет возможность систематически оказывать воздействие на жизнь миллионов людей во множестве стран мира. Каждый из них активно пользуется своей властью и нередко укрепляет ее за счет налаживания отношений с другими членами суперкласса. В целом эпоха наследственной пожизненной власти осталась в прошлом и, следовательно, сегодня исключительное положение большинства сверхвлиятельных людей недолговечно: по-настоящему отнести человека к суперклассу можно тогда, когда он продержался наверху как минимум достаточно долго, чтобы оставить след, то есть занять место в среде других членов суперкласса или как-то повлиять на нее, примерно от двух до пяти лет.
То, что такая группа существует, бесспорный факт. Руководители государств, исполнительные директора крупнейших мировых компаний, медиамагнаты, миллиардеры, активно распоряжающиеся своими капиталами, предприниматели – пионеры новых технологий, нефтяные бароны, управляющие хедж-фондов, частные инвесторы-акционеры, верхушка военной иерархии, немногие выдающиеся религиозные лидеры, горстка знаменитых писателей, ученых и художников, даже вожди террористических организаций и главы преступных синдикатов – все они отвечают обозначенным выше критериям членства.
Мы с моими ассистентами отобрали всего лишь шесть с небольшим тысяч подходящих кандидатов. Этот выбор ограничивается естественными барьерами и дает нам группу, которая одновременно достаточно немногочисленна, чтобы ее можно было подвергнуть какому-либо рациональному анализу, и достаточно велика – она включает в себя всех главных международных игроков в политической, экономической, военной и идейной сферах, – чтобы адекватно отражать взаимоотношение основных источников власти в сегодняшнем мире.
Совокупная стоимость капитала примерно тысячи самых богатых людей мира – миллиардеров – почти вдвое превышает обобщенный капитал беднейших 2,5 млрд человек. Какого бы огромного прогресса ни достигло человечество за минувшие столетия, такой раскол однозначно воспринимается как обвинительный вердикт нашей цивилизации. Помимо того, я убежден, что он представляет угрозу ее стабильному существованию.
Несмотря на сказанное, эта книга не относится к категории «распни богатого». Не буду скрывать, меня коробит от привычного образа жизни некоторых из богатейших людей планеты – тех, кто патологически приобретает, отдавая обществу в среднем порядка одного процента от приобретенного. Нас не может не возмущать и даже ужасать поведение тех, кто злоупотребляет политической и военной властью, тем более что чаще всего от этого страдают самые беззащитные. Тем не менее среди полноправных членов суперкласса числится и немало заслуженно уважаемых людей, тех, на чьем счету много добрых дел.
Влияние международного суперкласса, как правило, становится еще сильнее от того, что его члены действуют в связке друг с другом – они образуют группы, сплоченные деловыми контрактами, участием в одних и тех же советах директоров, инвестиционными потоками, университетскими знакомствами, общим членством в клубах, а также бесчисленными другими нитями, превращающими эти сообщества если и не в заговорщицкие комитеты, то как минимум в коллективы, доказавшие сверхэффективность в деле отстаивания своих переплетающихся личных интересов.
Как-то на одном из ужинов мне довелось сидеть между главным исполнительным директором крупнейшей самолетостроительной компании и Пэт Шредер, в ту пору видной деятельницей Демократической партии в палате представителей, входившей в состав Комитета по делам обороны. Глава авиакорпорации наклонился через меня и обратился к Шредер: «Я предлагаю сделку, – сказал он. – Я хочу продать самолет Муаммару Каддафи, а он хочет его купить. Но из-за наших санкций вопрос не решается. США нужен мертвый Каддафи. И вот что я подумал. Если вы поможете мне получить добро на продажу, я скажу, чтобы на моем самолете крылья к фюзеляжу прикрутили взрывающимися болтами. В один прекрасный день парень взлетает над Средиземным морем, и мы нажимаем кнопку. Всё, его больше нет. Деньги за самолет при мне. Все счастливы». Невозмутимость, с которой это было произнесено, была настолько ошеломительной, что даже видавшая виды Шредер, казалось, не знала, что сказать.
Поскольку эта публика оказалась на самом верху пирамиды, совершенно неудивительно, что в большинстве она состоит из по-настоящему незаурядных личностей. Как правило, это люди блестящего ума, неукротимой энергии, творчески относящиеся к своему делу. Они вдобавок настоящие баловни судьбы, и большинство из них это прекрасно осознает. Многие вполне счастливы и довольны жизнью. Замечу, что деньги, в которых нет недостатка у представителей почти всех сегментов суперкласса, не приносят счастья. Трудно удержаться от желания встать на сторону лучших из этих людей, когда сравниваешь их напор и целеустремленность с узостью и явным оппортунизмом многих деятелей внутринационального масштаба, подчас нападающих на них с единственной целью: заработать политический капитал. Однако многие члены суперкласса по-своему не менее зашорены – они тоже преследуют собственные интересы и очень далеки от мира, в котором обитает большинство населения планеты.
При удачном раскладе, кто знает, может быть, члены суперкласса прозреют достаточно, чтобы осознать, что существующее неравенство не только несправедливо, но и представляет собой фундаментальную и наиболее опасную угрозу их собственным долгосрочным интересам.
Мы должны осознать, что общество, включая элиты, в приоритетном порядке должно помогать удовлетворять потребности тем, кто не может сделать это самостоятельно. Более того, мы должны понять, что это не только экономический вопрос: справедливость зависит не только от того, имеют ли бедные политический голос, но также и от честной доли политической власти, где власть измеряется не просто экономическими факторами, но и является врожденным правом каждого человека».
.
.
Пфеффер
В 2010 году другой американский исследователь, Джефф Пфеффер, опубликовал книгу «Власть. Почему у одних она есть, а у других – нет». Приведу ряд фрагментов из нее.
«Власти хотят многие, если не все, как из-за тех преимуществ, которые она дает, так и ради нее самой. Социальный психолог Дэвид Мак-Клелланд писал о потребности во власти. Хотя сила такой мотивации к власти отличается у разных людей, так же как и потребность в достижении, Мак-Клелланд считал стремление к власти одним из основных человеческих мотивов, встречающихся в разных культурах. Чтобы эффективнее искать свой путь к власти, необходимо сначала преодолеть три основных препятствия. Первые два – вера в справедливость мира и потрепанные временем формулы лидерства, которые в большинстве своем отражают это заблуждение. Третье препятствие – вы сами.
Вера в справедливость мира имеет два отрицательных аспекта с точки зрения получения власти. Во-первых, она мешает извлекать полезное из любых ситуаций и учиться у всех людей, даже у тех, кто вам не нравится или не пользуется уважением. Во-вторых, веря, что мир справедлив, люди не замечают вокруг себя «мины», на которых может подорваться их карьера.
На большинстве книг, написанных известными руководителями, следовало бы печатать «Осторожно: этот материал может нанести вред вашей выживаемости в компании». Хотя обучение лидерству полно предписаний следовать внутреннему компасу, быть искренним, позволять чувствам выходить наружу, быть скромным и держаться в тени, не задираться и не браниться. Несомненно, мир был бы намного лучше и гуманнее, если бы люди всегда были надежными, скромными, честными и постоянно заботились о благополучии окружающих, вместо того чтобы преследовать собственные цели. Но такого мира не существует. В качестве руководства по завоеванию власти эти рекомендации никуда не годятся.
В своих автобиографиях лидеры придают слишком большое внимание своим положительным качествам, оставляя за кадром отрицательные черты и поступки. Чему действительно стоит верить, так это научному социологическому исследованию, которое помогает понять, как добиться власти, удержать ее и использовать. Также стоит доверять собственному опыту: наблюдайте за окружающими людьми, которые достигли успеха, за теми, кто терпит неудачу или топчется на одном месте. Выясните, чем они отличаются друг от друга. Это отличный способ постигать искусство диагностики, к тому же это пригодится для выживания в компании.
Часто люди становятся худшими врагами для самих себя, и не только когда речь заходит о власти. Частично причина этого в том, что им нравится пребывать в хорошем настроении и поддерживать в собственных глазах положительный имидж. Забавно, что один из лучших способов сохранить самоуважение – заранее уступить или намеренно создавать препятствия на своем пути.
Преодолевайте свои сомнения и опасения по отношению к собственному образу. В любом случае люди вокруг вас не слишком много думают и беспокоятся о вас, каждый занят преимущественно самим собой. Отсутствие попыток или усилий для достижения влияния помогут вам поддерживать свой положительный образ, но никак не помогут подняться наверх».
.
.
Хазин и Щеглов
В 2016 году российские авторы Михаил Хазин и Сергей Щеглов выпустили книгу «Лестница в небо. Диалоги о власти, карьере и мировой элите». Вот что они написали.
«Властная группировка – это самое главное, о чем надо знать. Властная группировка – группа людей, связанных между собой отношением личной преданности (отношения «прочнее супружеских и уж точно прочнее любовных») и действующая как единое целое (все добытые членами группы ресурсы поступают в распоряжение группировки). Благодаря этому властная группировка получает способность задействовать против других людей и групп все свои ресурсы, что в большинстве случаев (против одного человека или против недостаточно сплоченной и единой группы) позволяет навязать им свою волю.
Власть – это деятельность властных группировок по использованию ресурсов контролируемых ими организаций с целью захвата других, еще больших ресурсов, а следовательно, и еще большей власти. Поскольку ресурсов вокруг нас всегда меньше, чем хочется, Власть – это вечное поле боя между конкурирующими властными группировками.
Ресурс – это всё, что позволяет контролировать поведение людей. Деньги (денежные потоки), материальные ценности, имущественные и неимущественные права, привилегии, должности (денежные потоки для конкретного человека), информация (за исключением общедоступной), доступ к влиятельным людям. Всё, что вынуждает других людей обращаться к вам, а не проходить мимо, может стать вашим ресурсом. Чаще всего в современной Власти используются должности (особенно государственные) и бюджеты (включая доступ к кредитованию). Ну а информация, кто, где, с кем, когда, почему, всегда была и остается главной валютой Власти!
Три общих правила Власти.
Первое: «К власти рвутся бандой». Индивидуальных игроков во Власти не существует, и не стоит даже пытаться действовать в ней в одиночку. Только примкнув к какой-нибудь властной группировке, вы сможете реализоваться как человек Власти.
Второе: «Вассал моего вассала – не мой вассал». На нижнем и среднем уровнях Власти властные группировки организованы по феодальному принципу: во главе группировки стоит единственный сюзерен, которому подчиняются лично ему преданные вассалы – и только они! Вассалы могут (и должны) набирать собственных вассалов, но это уже их личные вассалы.
Третье: «Молчание – золото». Основным способом борьбы за власть является передача информации с целью повлиять на принимающих решения людей. Истинная информация может быть независимо проверена, и потому работает эффективнее ложной. Как следствие, любая достоверная информация может быть использована против вас или против вашей властной группировки. Поэтому говорить нужно только то, что изменяет поведение слушателей в нужную вам сторону; обо всем остальном следует молчать.
Три правила Власти для вассала.
Первое: «Не могу дождаться, когда попаду в офис». Власть любит тех, кто сам ее любит. Успешная карьера во Власти требует работы по 16 часов в день семь дней в неделю, и выдержать такое напряжение можно только тогда, когда вам нравится этот круговорот встреч, телефонных разговоров, хитро составленных бумаг и формальных мероприятий.
Второе: «Ничего личного». Власть – командная игра, и вы действуете в ней не как личность, а как человек Власти, являющийся частью своей группировки. Точно так же ведут себя и другие люди Власти, будь то другие вассалы вашего сюзерена или представители конкурирующих группировок. Поэтому следует раз и навсегда разграничить личные отношения и отношения в рамках борьбы за Власть. Последние нужно воспринимать как что-то вроде спорта (иногда смертельно опасного, но всё же спорта); вы же не обижаетесь на друга, когда он обыгрывает вас в шахматы? Вот и он пусть не обижается: вы пришли во Власть не любезничать, а делать карьеру.
Третье: «Сюзерен моего сюзерена – не мой сюзерен». Отношения с вышестоящими (по отношению к вашему сюзерену) персонами – самые опасные. Сюзерену выгодно продвигать вас куда угодно – но только не на свой уровень, к себе же самому в конкуренты. Поэтому любые такие контакты, если они происходят по вашей инициативе, или без моментального доклада о них сюзерену, могут (и должны) быть восприняты как нарушение вассальной присяги.
Три правила Власти для сюзерена.
Первое: «Где вы видели еврея с лопатой?» Чем выше ваш уровень во Власти, тем больше внимания на нем приходится уделять собственно борьбе за Власть и тем меньше времени остается для формальных должностных обязанностей. Поэтому для успешной карьеры вам необходимо набирать своих вассалов и перекладывать на них как можно больше «черной» работы. Кто работает своими руками – тот не настоящий человек Власти!
Второе: «Доверяй, но проверяй». Верность – необходимое качество вассала; если вассал начинает работать на кого-то другого, все его прочие таланты обращаются против вас. Поэтому вы должны не только обеспечивать эту верность (например, классическим «продвижением неявного избранника»), но и постоянно проверять своих вассалов на верность. Кто этого не делает, всегда рано или поздно оказывается предан.
Третье: «Короля играет свита». Чем больше у вас вассалов и чем лучшие позиции в организациях они занимают, тем сильнее ваша властная группировка. Поэтому необходимо защищать своих вассалов и продвигать их как можно выше (за исключением, конечно, тех мест, где они начнут напрямую конкурировать с вами).
Три правила высшей Власти при монархии.
Первое: «Государство – это Он!» В условиях монархии статус любой властной группировки (и ее сюзерена) определяется исключительно расположением верховного сюзерена. Поэтому основные усилия на высшем уровне власти нужно прилагать для создания хоть какого-нибудь личного контакта с действующим монархом. Власть находится только там, больше – нигде.
Второе: «Подобное тянется к подобному». Монарх – человек, и ничто человеческое ему не чуждо. У него существуют личные пристрастия, какие-то темы ему интересны, а какие-то он терпеть не может. Конкуренция потенциальных вассалов вокруг монарха такова, что он может подбирать себе фаворитов уже не по принципу личной преданности (все будут преданы, никуда не денутся), а по пригодности для интересующих его дел (у кого-то это будет построение Империи, а у кого-то – разврат и пьянство). Если вы по своему складу характера и интересам подходите действующему монарху – сами идите в фавориты; если нет – выдвигайте вместо себя более подходящего вассала.
Третье: «Вовремя предать значит предвидеть». Монархи не вечны, а иногда и насильственно не вечны. Этот факт всегда нужно учитывать и иметь наготове запасные варианты. Наследников престола или серьезных конкурентов действующего монарха нужно всегда держать в поле зрения и в случае чего – без колебаний переходить на сторону победителя.
Три правила высшей Власти при олигархии.
Первое: «Прислуги здесь не было». Власть при олигархии распределена между сюзеренами высшего уровня, каждый из которых наравне с остальными пользуется определенными привилегиями (например, передачей по наследству титула и имущества даже в случае казни). Гарантиями этих привилегий являются традиции и ценности, которым следует каждый из олигархов. Их отношения к остальным людям – как у знати к «подлому» люду: между собой мы соблюдаем правила, а с нижестоящих какой спрос? С ними просто нельзя иметь дела. Ваша задача – войти в число этих сюзеренов, для чего требуется продемонстрировать свою верность элите в целом, ее традициям и ценностям. Стать своим для элиты можно, породнившись с ней или заслужив уважение в ходе совместной деятельности.
Второе: «Объединяться со слабыми против сильного». Олигархи выше всего ценят свои привилегии и прекрасно понимают, что возврат к монархической форме Власти означает их утрату. Максимум централизации Власти, который они готовы терпеть, – это временный лидер господствующей коалиции, «первый среди равных». Поэтому большинство коалиций при олигархии составляются против сильных (чтобы не дать им еще более усилиться), и именно такие коалиции имеют больше шансов на успех. К ним и надо присоединяться.
Третье: «Как дело до петли доходит». В условиях кризиса, угрожающего самому существованию олигархии, ее «спасители» допускаются в нее вне конкурса. Это единственный шанс попасть в элиту, не меняя собственных ценностей и убеждений».