Осторожно! Встречается ненормативная лексика.
.
.
Группа «Глупая девушка»
.
О пензенском роке я узнал в 1991 году из официального рупора Союза композиторов РСФСР «Российской музыкальной газеты». Я тогда жил в небольшом городке Нижний Ломов Пензенской области. Мой отец был инженером на электромеханическом заводе (ЭМЗ) и привез из командировки в Москву «Российскую музыкальную газету». На первой полосе был опубликован репортаж о каком-то крупном рок-фестивале. Корреспондент написал, что больше всех ему понравилось выступление группы «Глупая девушка» из Пензы. Иллюстрирована статья была фотографией лидера этого коллектива – Андрея Черкашина.
Мы с моим другом Шуриком Ембулаевым были самыми продвинутыми меломанами в школе №4, поэтому нам доверили школьное радио. На переменах мы включали музыку и рассказывали о разных исполнителях и стилях. Мы постоянно искали новую музыкальную информацию. Среди прочего смотрели музыкальную передачу пензенского телевидения «Микрофон включён». Однажды её ведущий Вячеслав Муравьёв заявил: «Меня часто спрашивают – почему я не показываю пензенских музыкантов? Это происходит потому, что в Пензе нет исполнителей, играющих достаточно качественную музыку». Я был в недоумении. Оказалось, что для корреспондента вестника Союза композиторов в Пензе была как минимум одна хорошая группа, а для местного телеведущего не было ни одной. Вспомнилась фраза про отсутствие пророков в своём Отечестве.
Летом 1992 года я приехал сдавать экзамены для поступления на исторический факультет Пензенского педагогического института им. В.Г. Белинского. На первом экзамене я взял на себя функцию составлять очередь из абитуриентов. Одним из первых записался парень в модной «гавайской» рубахе с длинными волосами по фамилии Чугункин. Он рассказал, что поступает уже третий раз, а вообще работает грузчиком на центральном рынке Пензы. В те времена становления капитализма грузчик на рынке зарабатывал больше моих родителей инженеров. Вскоре к нам подошел парень в костюме, с модной длинной чёлкой.
– Вовочка! – обрадовался Чугункин.
– Привет, Чугун, – ответил «Вовочка».
Это оказался Владимир Булыкин – автор текстов и солист пензенской группы «СНАРК». «Чугун» не поступил и в третий раз, а мы с «Вовочкой» поступили.
В сентябре нас отправили собирать овощи в институтский лагерь «Романтик». Вова Булыкин по вечерам исполнял свои песни. Вспоминаются следующие строки:
После двенадцати в комнате танцы
На нервах людей, проживающих ниже.
Вызов милиции стоит 5 граммов
Жидкости, которой не хватает в больницах.
Гражданка на балконе пытает ребёнка
Бутылкой с чем-то и погремушкой.
На пятом этаже постоянно гонят.
Сколько можно!
Я не пьющий!
Я спросил у «Вовочки», почему Вячеслав Муравьёв считает, что в Пензе нет достойных музыкантов. Он ответил, что Муравьёву нравятся поп исполнители, а до рокеров ему нет дела. Вова озвучил мне свой рейтинг пензенских рок-групп:
- «Кенгуру»
- «Глупая девушка»
- «Аквабитл»
- «Сотворение»
…и его «СНАРК».
.
.
Группа «Кенгуру»
.
– А как же «ПАКТ»? – спросил я.
Чугункин мне сказал, что это лучшая пензенская группа.
– Они панки, – ответил «Вовочка». – А я – хиппи, и мне они не нравятся.
Оказалось, что бас-гитарист «Сотворения» Паша Морозов одновременно с нами поступил на филологический факультет. На капустнике в «Романтике» он исполнил песню группы «Бахыт компот»:
Пьяная-помятая пионервожатая.
С кем гуляешь ты теперь, шлюха конопатая.
С нами вместе на историка училась и Ольга Виноградова («Венька»). В её исполнении я услышал песню пензенской группы «Кенгуру».
Вечер ленивый над речкою тихой
Вдали кто-то звонко поёт.
А здесь между тиною – тиной зелёною
Девичье тело плывёт.
Тело плывёт и об камни сбивается.
Девичьи смотрят глаза.
Синие губы её улыбаются.
Ветви вплелись в волоса.
А на том берегу
Мужики на лугу.
Сидят, распивают вино.
И когда опрокинули третью кружку.
Тело к ним подплыло.
И те самые губы шепнули слова:
«Мужики, чтобы вас поглотила трава».
Мужики в тот же час растворились в траве.
Лишь с небес хохотнула Луна.
Ха-ха-ха.
Вечер ленивый над речкою тихой
Вдали кто-то также поёт.
А здесь между тиною – тиной зелёною
Девичье тело плывёт.
В 2004 году я услышу эту песню в казахском фильме «Шиза». Её будет петь главная героиня и скажет, что это её любимая песня.
Исполняла «Венька» и свои песни. Запомнились строки:
Уезжаешь? Тебе пора?
И твой поезд уже через час.
И на полку как на насест.
Твой потёртый рюкзак упал.
Потом Ольга Виноградова станет ведущей на пензенском ТВ, будет успешно заниматься рекламным бизнесом.
.
.
Группа «П’АКТ»
.
Был в «Романтике» и парень по прозвищу «Макар». Он исполнял под гитару хиты: «Всё идёт по плану», «Пачка сигарет», «Фантом». И ещё одну песню, которую он якобы услышал в каком-то фильме. Думаю, что он сам её написал. Помню начало:
Когда ты просишь вернуть вчера
Как много места для алых ран
На теле твоём.
Возьми свечу, подойди к окну.
Смотри на звёзды, моли Луну.
Я знаю о чём.
Физрук по фамилии Денисевич предложил студентам скинуться и пригласить в «Романтик» группу «Глупая девушка». Мы так и сделали. Вскоре в столовой состоялся концерт группы, о которой я читал в столичной газете.
.
.
Андрей Черкашин
.
Андрей Черкашин пел:
Признаться, эта встреча приятно волнует,
Но я знаю, чем кончится бал.
Я спою тебе песню, и ты снова скажешь,
Что я эту песню содрал.
Открываю дверь, снимаю пальто.
Достаю гитару, играю опять не то.
Самое время признаться,
Пока далеко не зашёл.
Я устал притворяться.
Я не люблю рок-н-ролл.
Я люблю манную кашу,
Домик, увитый плющом.
Я люблю девочку Машу.
Я люблю, что-то ещё.
.
.
Афиша концерта в Доме отдыха им. Володарского (Ахуны), 26.05.1994
.
Было здорово! «Вовочка» и «Венька» наелись каких-то таблеток и весело болтали с музыкантами. Ночью Вова разбудил, спавшего на соседней кровати Диму Рогожкина, и попросил его записать слова новой песни, так как «под колёсами» Володю плохо слушались руки. Начало текста было таким:
Сегодня мы ляжем спать раньше,
Забудем навек о времени.
Добавим в воду снотворное.
Мысли случайные выгоним.
В ночь для кого-то исчезнем.
Потом эта песня вошла в альбом группы «СНАРК» – «Откровения Снарка», который они записали в феврале 1993 года на профессиональной студии пензенского телевидения или радио, точно не помню. Володя записал мне его на кассету. Кстати, у «Глупой девушки» так и не появилось ни одной качественной студийной записи. Ранние альбомы «Кенгуру» тоже записаны на плохом аппарате.
.
.
Группа «Аквабитл»
.
11 марта мы с Димой Рогожкиным пришли на сборный концерт пензенских рок-групп в актовом зале Строительного института. «СНАРК» играл качественно, похоже на The Doors. Особенно мне понравился длинный блюз, в котором были слова:
Пока ты смотришь на солнце,
Пока ты не знаешь слёз.
Прекрасная как молодость,
Обречённая как любовь.
Пошли ему ангела,
Пусть он танцует с тобой.
Никто не признает твоей любви,
И ты останешься сном.
Дует из двух гитаристов исполнил свою версию песни из популярного тогда мультсериала про мишек Гамми. Запомнились слова: «Мишка Гамми, вам уебут обеими ногами». Вёл концерт Владимир «Гулливер» Ерёмин – лидер группы «Аквабитл». Странный выбор сделать ведущим заикающегося человека. И один из участников дуэта сказал: «А сейчас будет петь Гулливер!». Вова Ерёмин вышел, взял акустическую гитару и запел, совершенно не заикаясь:
Везут на костёр колдунью.
На площади тьма народа,
Волнуются, хрипло гогочут.
Колдунье 23 года.
Везут на костёр колдунью
Подвыпившие монахи.
Палач в чёрно-красной маске
Уже разжигает факел.
Эта песня, исполненная под гитару, прозвучала лучше, чем электрические выступления групп «Топоруми», «Сдача Бреды» и «СНАРК».
.
.
Владимир «Гулливер» Ерёмин (слева) и Сергей «Малыш» Михотин (справа), группа «Аквабитл»
.
В апреле 1993 года наша сокурсница Лена Дворжанская рассказала, что все музыканты ушли от Вовы Булыкина. Они взяли нового вокалиста – студента Политехнического института Рому Шишкова и стали выступать под названием «Сестра Морфин». «Вовочка», услышав её рассказ выкрикнул: «Елена Дворжанская – вы дура от рождения!». Но всё оказалось именно так, как она говорила. Группа «Сестра Морфин» исполняла англоязычную классику рока. Роман Шишков был высоким крашенным блондином с сильным голосом и выгодно отличался от субтильного Володи со слабеньким голоском. У меня сохранилась кассета с записью единственного альбома группы «СНАРК». Почему-то в интернет его никто не выложил, и этой группы как-бы и не было.
.
.
Группа «Сотворение»
.
В мае 1993 года состоялся очередной сборный концерт, на котором Вова Булыкин выступил в качестве рок-барда. Там он исполнил свою самую сильную вещь под названием «Сказка», которая продолжалась минут 7-8, и состояла из нескольких частей, сыгранных в разных ритмах. Среди прочих там были такие слова:
Привет!
Мы устали друг от друга.
Пора разойтись в стороны.
Ты слышишь?
Мы устали друг от друга.
Пора разойтись в стороны.
Но твои глаза красивы.
Твои глаза просто красивы.
Что меня держит в них?
То, что даёт мне силы.
И моя половина пути,
Половина твоей печали.
Расскажи мне о ней ещё.
Я люблю окружение тайны.
Александр «Швондер» Милованов пел серьёзные тексты типа:
Жизнь в мире кривых зеркал.
Я от этих ролей устал.
Имя реку своё.
Мёртвая дева
Над плачущим древом.
Голос из зала:
– Саш, медиатор возьми…
Ответ «Швондера»:
– За каким хуем?
Очевидно, что такие отклики Милованова на реплики публики резко контрастировали с его как бы философско-духовным репертуаром.
.
.
Группа «Сдача Бреды»
.
Весной 1993 года на туристической тусовке я случайно встретил вокалиста «Сестры Морфин» – Романа Шишкова. Мы сидели у костра, и пели песни под гитару. Я упрекнул его в том, что он увёл музыкантов у моего товарища Вовы Булыкина. Он мне ответил, что музыканты сами его нашли и пригласили стать солистом, так как у него более сильный голос, чем у «Вовочки». Это стало особенно заметно на записи студийного альбома «Откровения Снарка». Тексты Булыкина, также не отличались особой оригинальностью. Если в 1980-е годы большинство групп русского рока делали упор на тексты, то в 1990-е вектор сместился в сторону музыки. Многие стали петь на английском. Андрей Черкашин переименовал «Глупую девушку» в PULL и начал исполнять англоязычный гранж в духе Nirvana. В Питере музыканты группы «Объект насмешек» бросили своего лидера и автора текстов «Рикошета» и образовали группу Tequilajazzz.
В то время у «Сестры Морфин» уже поменялся состав. Широков сказал мне, что ударник ушёл из группы, так как Роман переспал с его девушкой и сразу рассказал ему об этом. Я был в шоке. Вокруг Шишкова постоянно вились поклонницы. Зачем нужно было обижать участника своей группы? От «Сестры Морфин» остались только концертные записи, в студии (в отличие от «СНАРК») они так и не записались.
.
.
Группа «Сотворение»
.
Однажды Вова Булыкин исполнил мне песню лидера группы «Сотворение» Паши Волкова – «Зеркальные боги». Мне она понравилась больше, чем собственные песни Володи.
Зеркальные боги
Танцуют в стаканах, волнуют вино.
Зеркальные боги
Показывают мне неземное кино.
Зеркальные боги
Поют наши песни, играя в любовь.
Зеркальные боги
Растворяют нас, входя в нашу кровь.
Зеркальные боги
Похожи на сон,
Но этот сон до скончания времён.
Открой свои двери
И, возможно, ты услышишь, как смеётся душа.
Открой все двери
И замри на пороге своём не дыша.
Забудь про ветер, забудь про себя.
Бесконечно один, бесконечно любя.
Зеркальных богов.
Я думал всё просто,
И целовал чей-то след на снегу.
Я думал всё просто,
Но эта мысль нагоняла тоску.
Я думал всё просто
И раскаялся в вере.
Но только лишь пока
Были замкнуты двери
Зеркальных богов.
Вова пригласил нас с Рогожкиным на свой концерт в бард-кафе. Вторым участником был Павел Волков. С Рогожкиным мы просидели за одной партой все 5 лет института. Затем я поступил в аспирантуру московского Государственного Университета Управления, а он стал офицером ФСБ. Хотя в юности писал песни и исполнял их под гитару. Запомнилась фраза:
Глупый дятел увидел рассвет из окна.
Он также, как и ты, не понял ни хуя.
Песни Булыкина я знал наизусть, а Волкова услышал впервые и был потрясён. Это было стопроцентное попадание. После этого выступления Паша Волков стал моим любимым исполнителем. Больше всего мне понравилась песня «Париж».
Весенний воздух пах Парижем.
Облезлые, сырые стены.
И гулкие, глухие крыши,
Наполненные ветром с Сенны.
Деревьям руки целовали,
В своих мечтах весну ласкали.
И невозможного искали.
Афиши на асфальт бросали.
Цирк шапито врывался в город.
Дега писал своих «Танцовщиц».
Лез под плащи промозглый холод.
А старенький, слепой старьёвщик
Крутил охрипшую шарманку.
И под забытые фокстроты
Плясала танго обезьянка,
Срывая колкие остроты.
А я сидел в пустом пивбаре,
И пиво разбавлял стихами.
Я, вероятно, был в ударе,
Поскольку пил и пел часами.
.
.
Павел Волков
.
После концерта мне показалось, что Володя похож на Луну, которая отражает чужой свет. А Паша Волков – это звезда, рождающая собственное свечение. Вова был, также поражён выступлением Волкова. На следующий день в институте он встретил меня фразой: «А я сидел в пустом пивбаре, и пиво разбавлял стихами». Вскоре Булыкин стал «Свидетелем Иеговы». Зазывал и меня в эту секту, но безуспешно. Он бросил институт, и больше мы не общались.
Мне захотелось заполучить запись песен Паши Волкова, так как он практически не выступал. Но как это сделать? Однажды я увидел на улице рекламу «Российского союза молодёжи» (РСМ). Это был наследник комсомола, и у них была своя комната в здании пензенской областной администрации. Они поддерживали власть и организовывали различные молодёжные мероприятия. Осенью 1994 года я встретился с главой РСМ Пензенской области Сергеем Тюриным и предложил ему организовать рок-фестиваль. Он сказал, что в моём институте представителя РСМ нет, и предложил мне занять это место. Я согласился. Тюрин познакомил меня с Сергеем Соломатиным, одним из организаторов рок-клуба «Аэроплан». Вторым организатором был Андрей Храпсков. Как я понял, Соломатин отвечал за деньги и отношения с властями, а Храпсков взаимодействовал с музыкантами, которые выступали в «Аэроплане».
.
.
Группа «Сотворение»
.
Осенью 1994 года вышел акустический альбом Nirvana MTV Unplugged, который понравился мне гораздо больше их электрических записей. Я предложил Соломатину и Храпскову организовать акустический фестиваль в духе Unplugged. Поскольку человека с акустической гитарой записать в студии гораздо проще и дешевле, то я предложил им сделать такую запись. Понятно, что меня в первую очередь интересовал Павел Волков. Они согласились. В начале 1995 года на студии пензенского радио мы записали в акустике: Павла Волкова, Александра Милованова, Владимира Ерёмина, Виктора Ерошенко и моего приятеля – студента исторического факультета Владислава Абрамова. Для солидности мы вставили в изданный на кассете сборник песни известного пензенского барда Бориса Шигина, который вёл на пензенском ТВ передачу «С Борисом Шигиным на кухне под гитару». Студенты шутили, что ему надо было расширить спектр передач и сделать ещё «С Борисом Шигиным на лавке под гармошку» и «С Борисом Шигиным в спальне под магнитофон». Сборник назвали «Бар-ды-ба», издатель клуб «Аэроплан». Открывал его Павел Волков. Здесь были мои любимые «Зеркальные боги» и «Париж». Однако больше всего мне нравилась эта песня:
Город как город.
Цветы на асфальте.
Осиновый лист на метро.
Охреневшее радио
Вновь обещает грозу.
Я улетаю ночным самолётом.
Мне нечего здесь терять.
Город как город,
Но его музыка будет звучать…
.
.
Павел Волков
.
Вместе с Соломатиным мы выступили на пензенском радио, где включали песни из сборника «Бар-ды-ба». Анонсы фестиваля были и на местном ТВ, и в газетах. Весь город был обклеен афишами извещавшими, что 19,20,21 мая 1995 года в клубе «Аэроплан» состоится рок-фестиваль «Молодёжная акция против милитаризма, террора и насилия» с участием пензенских и иногородних музыкантов. Мои барды выступали в первый день.
К фестивалю мы решили улучшить вид концертного зала, и покрасить стены в синий цвет, который должен был изображать небо, а в середине на жёлтом фоне художник должен был нарисовать карту полётов клуба «Аэроплан» с указанием названий ведущих пензенских рок-команд. Красить стены мы решили ночью. С нами был ещё гитарист группы «Пентакль Соломона» – Саша. Утром, когда мы расходились с синими от краски лицами, он спросил, где бы ему нарвать цветов. Кто-то пошутил, что у здания областной администрации есть клумба с тюльпанами. И он реально туда отправился и стал рвать тюльпаны. Вскоре к нему подошли милиционеры и отвезли в участок, где он просидел полдня с синим лицом и тюльпанами в руках.
Несмотря на масштабную рекламу, на фестиваль пришла та же самая тусовка неформалов, которая обычно ходила в «Аэроплан». Паша Волков напился и пытался петь, подыгрывая себе на абсолютно расстроенной гитаре. Выглядело это убого. В первый день выступил и известный пензенский рок-бард Александр Рассказов, которого Волков называл не иначе как гений. Новосибирская музыкальная газета «ЭНск» называла Рассказова рок-бардом №1 в России. Однако его выступление меня абсолютно не тронуло. Позже я спросил у Волкова в чём же заключается гениальность Рассказова? И он мне заявил, что в последнее время «Рассказ» пел только по пьяни, а тут он выступал трезвым, поэтому у него ничего не получилось. Комментарии, как говорится, излишни.
.
.
Меня удивляло, что среди пензенских команд были весьма заводные «Аквабитл» и «Бараны в Африке» под песни которых народ танцевал и отрывался. Они вполне могли бы понравиться широкой студенческой аудитории, но неформальная тусовка агрессивно не принимала чужаков. Человек с короткой стрижкой и в обычной одежде чувствовал себя чужим среди толпы одетых в рваньё и с длинными немытыми волосами тусовщиков.
Тексты лидера «Баранов в Африке» Сергея Баранова были просты до идиотизма, но он их исполнял под сопровождение заводной музыки регги. Вот характерный пример его творчества:
10 попугаев, я Васёк Бугаев.
10 попугает сидели на суку.
10 попугаев, ты меньше не желаешь.
8 попугаев, я больше не могу.
Я стал думать, чем привлечь студентов. Каждый институт проводил ежегодно конкурс самодеятельности «Студенческая весна», который был очень популярен. Я предложил главе РСМ Сергею Тюрину провести среди пензенский вузов конкурсы дискотек и КВН. На конкурсе дискотек я предложил представлять наш педагогический институт Диме Мельникову, а роль капитана команды КВН предложил Володе Тер-Казарову. Они согласились, и оба мероприятия прошли с огромным успехом.
За мою организаторскую деятельность мне никто не платил, но я познакомился с лучшими представителями творческой молодёжи и обеспечил себя качественным досугом. Концерты в «Аэроплане» проходили каждую неделю. Я мог ходить на них бесплатно, но делал это редко, так как времени не хватало. Я хотел сделать свою еженедельную тусовку в «Аэроплане», на которую бы приглашал выступать участников «Студенческих вёсен», квнщиков, музыкантов. Хотел устраивать просмотры качественного кино. Но, подумав сколько это займёт времени, решил отказаться от этой идеи. Ведь мне нужно было учиться только на 5, чтобы иметь шанс поступить без блата в московскую аспирантуру. В Пензе темы диссертаций ограничивали местным материалом, а мне хотелось большего размаха. Историю о том, как парню из Нижнего Ломова удалось поступить в аспирантуру ГУУ я описал в рассказе «Знаток немецкого языка» см. https://proza.ru/2020/05/27/468
С Пашей Волковым мы продолжали общаться. Однажды он пригласил меня к себе домой, чтобы спеть свои новые песни. Как говорится мечта сбылась. Любимый исполнитель сам хочет показать мне свои свежие творения. Он спел несколько композиций, но на удивление ни одна из них меня совершенно не зацепила. В чём я честно признался. Запомнила только одна фраза: «Я трансформер, заглянувший в транс, чтоб снова видеть форму».
В результате я сконцентрировался на учёбе и написании дипломной работы. Осенью 1997 года я поступил в аспирантуру, а затем защитил диссертацию. Одновременно начал писать статьи в разные издания. Сначала про политику, потом про нефть и газ. В результате мне предложили сделать корпоративный журнал «Газпрома», который можно было бы читать. В 2004 году вышел первый номер корпоративного журнала «Газпром», который я редактирую до сих пор. Вместе со мной работает Денис Кириллов. Его отец Владимир Кириллов в начале 1970-х годов играл в известной московской рок-группе «Второе дыхание». Интервью с ним Денис опубликовал в №11 2012 г. журнала «Газпром» https://www.gazprom.ru/f/posts/31/021775/gazprom-journal-2012-11.pdf
Денис учился в школе вместе с лидером группы «Весна на улице Карла Юхана» – Вовой Бузиным. Слушая альбомы этой группы, я понял, что он умеет делать классные электронные аранжировки, но не может писать качественных текстов. Я предложил ему объединить усилия с Пашей Волковым. Волков исполнял бы свои тексты, а Бузин отвечал бы за музыку. Однако Володя сказал, что его это не интересует. Он готов сделать аранжировки песен Волкова, если мы с Денисом ему за это заплатим. Но мы же не профессиональные продюсеры, что бы мы стали делать с этой записью? Интервью с Владимиром Бузиным Денис опубликовал в №1-2 2024 года журнала «Газпром» https://www.gazprom.ru/f/posts/58/778326/gazprom_01-02_2023_s.pdf
А Паша Волков продолжает записывать свои песни и выкладывать их в интернет. Какие-то из них мне нравятся, какие-то не очень. На мой взгляд только в песне «Мария» ему удалось совместить качественный текст и аранжировку. Послушать её можно здесь https://zvyki.com/song/59951069/Pavel_Volkov_-_Mariya/
.
.
Группа «Игра в Пейс»
.
P.S.
В 1993-1996 гг. на пензенской рок-сцене блистала группа из небольшого города Кузнецк «Игра в Пейс». Они исполняли песни как на русском, так и на выдуманном языке (типа «хара-мамбуру»). Англоязычного аналога их творчества я тогда определить не смог. Только гораздо позже я услышал английскую группу Suede, дебютный альбом которой вышел в 1993 году. По звучанию и манере вокального исполнения было весьма похоже. Однако предположить, что кто-то привёз первый диск этой группы в город Кузнецк Пензенской области в год его выхода – нереально. В 1996 году Suede выпустили альбом Coming Up, который прославил их на весь мир. Но в 1996 году «Игра в Пейс» уже прекратила своё существование. Высшим их достижением стал концерт в декабре 1994 года в модном московском арт-клубе «Пилот».
Точно слышал и видел творчество Suede Илья Лагутенко, живший в то время в Лондоне. Не секрет, что первые два альбома «Морская» и «Икра» (вышли в 1997 году) Лагутенко записывал в Лондоне с местными музыкантами. Если сравнивать первые диски Suede и «Мумий Тролль», то в них обнаружится очень много сходства. Как известно, деньги на запись первого лондонского альбома Илье Лагутенко дал его продюсер Леонид Бурлаков. А «Игре в Пейс» денег на студию так никто и не дал. От них остались только концертные записи.
.
.
Группа «Игра в Пейс»