Поделиться/Share

15 мая премьер-министром Республики Сингапур официально стал бывший (на момент принятия решения о назначении – действующий) вице-премьер и министр финансов Лоуренс Вонг. Руководство города-государства сменилось впервые за последние 20 лет, однако пока нет оснований предполагать, что общий курс развития страны претерпит серьёзные изменения. Впрочем, нельзя исключать, что в будущем внешние обстоятельства могут поставить сингапурские власти перед крайне сложным выбором: США или Китай. И это способно кардинально изменить ситуацию не только в Юго-Восточной Азии (ЮВА), но и в АТР в целом.

.

.

На фоне нарастающего американо-китайского экономического противостояния власти Сингапура проявляют всё бóльшую озабоченность относительно перспектив сохранения стабильности в АТР, а, соответственно, и устойчивости развития собственного города-государства.

Дело в том, что, как и многие другие страны региона, Сингапур предпочитает развивать тесное взаимодействие с Китайской Народной Республикой (КНР), одновременно поддерживая и глубокие связи с Соединёнными Штатами. Однако в нынешней ситуации сохранять status quo становится всё сложнее и проблематичнее.

Представители сингапурской элиты крайне обеспокоены тем, что соперничество США и КНР может привести либо к их прямому вооружённому столкновению, либо к кардинальному снижению интереса американцев к АТР. В последнем случае нынешние союзники и партнеры Соединённых Штатов в регионе лишаться существующих гарантий безопасности и останутся наедине со своими внешними угрозами, в том числе и со стороны Китая. Всё это, так или иначе, вызовет кардинальную разбалансировку сил в регионе, что, в свою очередь, приведёт к серьёзной дестабилизации обстановки в АТР и, в частности, в Сингапуре.

.

.

Что такое Сингапур

Островное государство в ЮВА, отделённое от южной оконечности Малаккского полуострова узким Джохорским проливом. Граничит с султанатом Джохор, входящим в состав Малайзии, и с провинцией Острова Риау, входящей в состав Индонезии.

В настоящее время государство Сингапур состоит из 63 островов и занимает 209 место в мире по площади. В процессе реализации проектов намыва территории (с 1960-х действует специальная программа) площадь Сингапура была увеличена с 581,5 кв. км до 778 кв. км на июнь 2023 года. К 2030-му эта площадь может вырасти ещё на 100 кв. км.

Но даже тогда этот город-государство будет по-прежнему уступать по размеру своей территории тому же Гонконгу (специальный административный район КНР площадью 1106,4 кв. км). Хотя и значительно обгонит по этому показателю Макао (ещё один специальный административный район Китая – 30,8 кв. км). Для сравнения – площадь Приднестровской Молдавской Республики составляет сегодня аж 4163 кв. км.

Между тем, если Макао – самый густонаселённый регион в мире, то Сингапур – второе государство на нашей планете по плотности населения. После Монако. По состоянию на середину 2023 года население Сингапура составляло почти 6 млн человек. Для сравнения – в Гонконге проживает порядка 7,5 млн, а в той же Приднестровской Молдавской Республике – менее 500 тыс.

.

.

Долгое время Сингапур являлся лишь частью различных государственных образований. В колониальный период контролировался голландцами, затем – британцами. Независимость многонациональное государство Сингапур, отличающееся широким этнокультурным, языковым, религиозным, расовым и национальным многообразием (хотя 75% населения здесь – китайцы), получило только в 1965 году.

С того времени политически в стране доминирует «Партия народного действия» (ПНД), основателем и бессменным лидером которой с 1959 по 1991 год был первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, возглавлявший парламентскую республику вплоть до 1990 года. После него до нынешнего момента было всего два премьер-министра (в 1990-2004 годах – Го Чок Тонг, в 2004-2024 годах – Ли Сянь Лун), также представлявших ПНД. Новый премьер – Лоуренс Вонг – представляет ту же самую партию.

Формально ПНД – правоцентристская партия, совмещающая социальный консерватизм, экономический либерализм и аникоммунизм. Но в реальности не всё так просто, поскольку само политическое устройство Сингапура крайне своеобразно. Фактически в стране правит одна партия. В управлении многое взято от конфуцианства, но формально это никак не фиксируется. С одной стороны, упор делается на свободы и либерализм, с другой – крайне заметная роль государства практически во всех сферах жизни.

Примечательно также, что в конституции Сингапура прямо прописан полный запрет на любые протесты, включая мирные демонстрации, митинги, пикеты и так далее – права на всё это сингапурцы попросту не имеют. Некоторые формы общественных собраний возможны только по согласованию и в одном специально отведенном месте – угол парка Хунлим. Крайне распространена и практика привлечение к суду оппозицинеров за любую форму критики. А публично критиковать госструктуры и чиновников запрещено.

.

.

Таким образом, реалии Сингапура не укладываются в стандартные представления о политике.

В структуре экономики Сингапура порядка 70% приходится на сферу услуг, примерно 25% – на производство. Главным образом сингапурская экономика ориентирована на экспорт.

Сфера услуг – прежде всего, финансовые услуги по всему спектру, включая инвестиции, страхование, банки, биржу и многое другое. Сингапур является ведущим финансовым центром Азии и выступает одним из узлов глобальной финансовой системы.

Производят/собирают в стране по большей части электронику, а также биомедицинское оборудование и лекарства. Сельскохозяйственная отрасль практически отсутствует. В то же время развиты химическая промышленность и нефтепереработка.

.

.

Сингапур называют нефтегазовым хабом Азии – он входит в тройку ведущих мировых центров торговли углеводородами и региональных центров переработки нефти. Общие мощности переработки порядка 1,5 млн баррелей в день. Объём производства в нефтегазовой и нефтехимической отраслях оценивается в 60 млрд долларов. Всё это, естественно, ориентировано на экспорт.

Также у города-государства сильные позиции в переоборудовании плавучих платформ для добычи, хранения и разгрузки углеводородов (FPSO), а также оснащении буровых установок. Кстати, в Сингапуре располагаются региональные штаб-квартиры большинства ключевых игроков нефтегазовой отрасли.

В структуре сырья для собственной электрогенерации Сингапура порядка 95% приходится на импортный сжиженный природный газ (СПГ), получаемый в основном из Малайзии и Индонезии. Около 85% закупаемого СПГ используется для производства электроэнергии. Власти страны заявляют о планах превратить город-государство к 2050 году в углеродно-нейтральную территорию.

Сингапур – второй крупнейший в мире порт. Поэтому крайне значима для экономики города-государства торговля, особенно международная, и всё, что вокруг неё. Страна позиционируется как ворота в Азию для международного бизнеса. Здесь также речь, главным образом, про сферу сопутствующих услуг для различных транснациональных корпораций.

Город-государство является региональным центром науки, образования и высоких технологий: исследования, разработка, профессиональные кадры, стартапы и здесь же – привлечение финансирования под это всё.

В целом же Республика Сингапур представляет собой смесь китайских и западных подходов к управлению, хозяйствованию и прочему. Главное преимущество города-государства – умение работать на стыке Запада и Востока, извлекая из этого выгоду и прибыль. Тёмная сторона этого – армия дешёвых полубесправных рабочих-мигрантов из соседних стран. Бангладешцы фактически строят город, малайзицы практически полностью обеспечивают его обслуживание и так далее.

.

.

Сингапур для КНР и США

Для китайцев Сингапур интересен как финансовый и торговый хаб, через который можно выходить в регион ЮВА и далее во внешний мир. Важно также геополитическое положение города-порта как центральной точки «бутылочного горлышка» на перекрестке между Тихим и Индийским океаном (Малаккский пролив) по линии восток-запад, а также между Азией и Океанией по линии север-юг.

Для США Сингапур остаётся одним из ключевых партнеров в регионе, то есть важнó именно его геополитическое положение. У американцев здесь есть Центр NRCS (Военно-морские силы, ВМС), где размещено более 800 военнослужащих и персонала, а также 15 различных военных командных штабов – крупнейшее постоянное присутствие Соединённых Штатов в Азии к югу от Японии.

.

.

Залог стабильности

Исходя из уязвимости Республики Сингапур перед внешними угрозами, его руководство придерживается трёх основных принципов обеспечения собственной безопасности.

Во-первых, сингапурцы стремятся максимально увеличить число друзей-единомышленников, чтобы сохранить свободу действий в качестве суверенной и независимой нации. Во-вторых, лидеры стараются поддерживать баланс сил, гарантирующий, что ни одна крупная страна не сможет доминировать в регионе. И, в третьих, город-государство заинтересовано в присутствии Соединенных Штатов для укрепления региональной стабильности.

Бывший теперь премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун в 2020 году заявлял, что присутствие США «остается жизненно важным для Азиатско-Тихоокеанского региона», а Китай просто не в состоянии взять на себя роль Соединённых Штатов в сфере безопасности, даже несмотря на растущую военную мощь. Тогда глава Сингапура отметил, что сокращение американских войск в Восточной Азии заставит Японию и Южную Корею подумать о разработке ядерного оружия для противодействия растущей угрозе со стороны Северной Кореи.

По мнению Ли Сянь Луна, более крупные государства, такие как Индия и Япония, могут позволить себе дистанцироваться от американо-китайской борьбы. Но небольшие страны, как правило, опасаются, что если Америка уйдет из ЮВА, геополитический вакуум заполнит Китай, что прямо или косвенно может сказаться на их суверенитете. Именно эти страхи во многом и служат основанием для особо тесных отношений между Сингапуром и США.

.

.

В 1960-х Сингапур использовался в качестве места отдыха для американских войск, воюющих во Вьетнаме. Город-государство, поддержавший Соединённые Штаты в той войне, оказывал помощь в техническом обслуживании и снабжении военно-морских сил США. С 1981 года начали проводиться самые продолжительные совместные американо-сингапурские ежегодные командно-штабные учения «Тигровый бальзам». Во время первой войны в Персидском заливе в начале 1990-х сингапурцы оказывали поддержку американским кораблям.

На фоне того как американцы покидали военно-морскую базу Субик (Naval Base Subic Bay) и авиабазу Кларк (Clark Air Base) на Филиппинах, в 1990 году был подписан крайне важный меморандум о взаимопонимании, облегчавший доступ США к военной инфраструктуре Сингапура.

А в 2005 году в стратегическом рамочном соглашении (SFA) Сингапур был признан одним из основных партнеров Вашингтона в сфере безопасности. Соглашение о сотрудничестве в области обороны (DCA) от того же года позволило расширить взаимодействие по пяти направлениям: военному, политическому, стратегическому, технологическому и в сфере нетрадиционных угроз.

В сентябре 2019 года Сингапур и Соединенные Штаты продлили действие меморандума о взаимопонимании от 1990 года, который уже три десятилетия позволял американским вооруженным силам получать доступ к сингапурским военным базам, ещё на 15 лет – до 2035 года. Это сохранило за городом-государством статус одного из основных опорных пунктов США в Юго-Восточной Азии, наряду с Таиландом.

.

.

Экономические выгоды

Как и многие другие страны ЮВА, Сингапур предпочитает, чтобы Соединённые Штаты поддерживали безопасность в регионе, но при этом позволяли пользоваться экономическими выгодами, которые приносит сингапурцам сотрудничество с Китаем.

Сингапур нормализовал отношения с КНР лишь в 1990 году – одним из последних в АСЕАН. Но сейчас город-государство входит в число крупнейших иностранных инвесторов Поднебесной и является сторонником Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и инициативы «Один пояс, один путь».

Несмотря на то, что большинство населения города-государства – китайцы, власти старательно избегают названия «третий Китай», чтобы не восприниматься как потенциальный проводник интересов Пекина в ЮВА. В одном из своих интервью «легендарный» Ли Куан Ю сказал, что Сингапур никогда не стремился заручиться поддержкой КНР, а вместо этого всегда рассчитывал на гарантии безопасности, которые обеспечивает американское присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе. Вместе с тем, в 2003 году Сингапур отклонил предложение стать главным союзником США, не входящим в НАТО.

Центральное место в таком внешнеполитическом подходе Сингапура занимает концепция поддержания баланса в отношениях, как с Китаем, так и с Соединёнными Штатами. Примером этого является обновление китайско-сингапурского оборонного соглашения в октябре 2019 года, спустя месяц после продления упомянутого меморандума о взаимопонимании с США.

Расширенное китайско-сингапурское соглашение об оборонных обменах и сотрудничестве в сфере безопасности основано на договоре, заключенном в январе 2008 года, и предназначено для совместной подготовки вооруженных сил Сингапура и Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Примечательно, что сингапурцы обязались во время военных учений с китайцами не использовать оружие, закупленное у американцев.

Таким образом, Сингапур стремится избегать определенного выбора в геополитической конкуренции между Китаем и Соединенными Штатами, оставляя себе место для внешнеполитических маневров. Однако, в нынешних условиях постоянного ухудшения китайско-американских отношений, поддерживать нейтральную позицию становится всё сложнее.

.

.

Негативное и позитивное

В последние годы в Индо-Тихоокеанском регионе стабильно растет влияние Китая. В то время, как позиции США всё чаще ставятся под сомнение даже американскими союзниками в Восточной и Юго-Восточной Азии, которые отмечают падение интереса со стороны Вашингтона и расплывчатые подходы ко многим спорным вопросам.

Достаточно сказать, что Соединённые Штаты пять лет подряд не могли назначить нового посла в Сингапур – место главы дипмиссии США оставалось вакантным (его занимали временно исполняющие обязанности чиновники) с января 2017-года, когда предыдущий посол традиционно ушёл в отставку после смены американской администрации, по декабрь 2021 года.

Учитывая, что Сингапур лишь один из ряда азиатских стран, куда Госдепартамент США не спешил отправлять дипломатов, некоторые местные политики и наблюдатели воспринимают это как символ недееспособности нынешних американских властей, которые на деле плохо демонстрируют приверженность Соединённых Штатов региону, несмотря на громкую риторику официальных лиц.

Сингапур всегда выступал за активное присутствие США в Азии. Но в последнее время руководство города-государства всё чаще выражает свое беспокойство в связи с отходом американской администрации от многосторонних форматов, которые позволяли совместно вырабатывать общие для всех правила. Сингапурцы предупреждают, что сохранять баланс китайско-американских интересов становится всё сложнее, а, соответственно, регион рискует распасться на конкурирующие блоки сторонников Вашингтона и Пекина.

Это, в свою очередь, неизбежно приведёт к кардинальной трансформации экономики АТР, ЮВА и Сингапура, в частности. В том числе может крайне негативно отразиться на работе этого крупного по мировым меркам финансового центра, как и нефтегазового хаба. В то же время такие пертурбации способны позитивно сказаться и на отношениях многих стран региона, включая и Сингапур, с Россией.

.

.

Формально Сингапур считается чуть ли не единственным государством ЮВА, руководство которой жёстко ориентируется в геополитическом плане на политику США. Однако важно, что в экономическом плане ситуация, если и не абсолютно противоположна, то уж точно совершенно другая.

В частности, будучи крупнейшим нефтегазовым хабом в регионе, Сингапур весьма заинтересован в развитии торговли с Россией. И даже в условиях всеобъемлющих антироссийских санкций, вводимых коллективным Западом во главе с США, не просто остаётся ключевым потребителем российской нефти в ЮВА, а поступательно наращивает объёмы таких закупок.

Ещё один важный момент, который обычно не принято афишировать, как один из ключевых игроков в сфере финансовых услуг, Сингапур довольно активно работает и с финансовыми потоками, которые идут в обход тех самых западных санкций. Например, та же Мьянма, находящаяся под санкциями многие десятилетия, вполне успешно ведёт расчёты с внешним миром как раз через город-государство.

А значит и у многих стран мира, находящихся под давлением США, включая и Россию, здесь не только могут быть, а даже, скорее, уже есть точки соприкосновения для развития взаимодействия и сотрудничества.

Поделиться/Share

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.