Прочитал новый роман редактора «Коммерсанта» Юрия Буйды «Дар речи». В ней основатель и первый владелец газеты, а потом и холдинга «Коммерсант» Владимир Яковлев показан редким подонком и не только он, но и его родственники. В романе речь идёт о клане Шкуратовых, в которых по деталям биографий явно угадывается клан Яковлевых.
Дед Владимир Яковлев в романе назван Виссарионом Шкуратовым. В реальности, как и в романе, этот человек был видным сотрудником органов госбезопасности. В романе он представлен, как любитель изощрённых пыток. За то, что во время расстрелов надевал на себя фартук (чтобы не испачкаться) получил от коллег прозвище «Франт». Квартиру в Москве на Смоленской площади Виссарион Шкуратов получил по ордеру, который подписал сам. Прежние жильцы этой квартиры были репрессированы. В середине 1930-х и реальный Владимир Яковлев и Виссарион Шкуратов были расстреляны. Жена Владимира Яковлева (согласно «Википедии») была внештатной сотрудницей органов госбезопасности. В романе написано, что сотрудники органов позволили ей жить в квартире на Смоленской площади. В ней она держала салон для диссидентствующей интеллигенции и сдавала в ГБ «диссидентов». При этом, её никто не мог заподозрить в стукачестве, ведь её мужа расстреляли.
Сын Владимира Яковлева – Егор был главным редактором газеты «Московские новости». Его называли одним из «прорабов перестройки». В начале 1990-х годов руководил государственной телерадиокомпанией «Останкино». В романе он назван Борисом Шкуратовым, которого родственники ласково зовут «Папа Шкура». В романе «Папа Шкура» заканчивает жизнь в Италии с состоянием около 1 млрд долларов, хотя он никогда не был владельцем прибыльного бизнеса.
Его сын Владимир Яковлев – основатель и первый владелец газеты, а потом и холдинга «Коммерсант». В романе показано, что успех «Коммерсанта» во многом был обусловлен протекцией и связями «Папы Шкуры». Персонаж, олицетворяющий Владимира Яковлева, представлен в романе под кличкой «Дидим» (имя его, естественно, как у деда – Виссарион). В юности он совратил 13-летнюю дочь служанки, работавшей в их доме. Сама служанка была любовницей (далеко не единственной) «Папы Шкуры». Повзрослев «Дидим» стал трахать и любовниц своего отца. Некоторые из них потом погибали при странных обстоятельствах. Для того, чтобы получить повод для развода с первой женой «Дидим» подговорил двоих своих товарищей на вечеринке напоить её и заняться с ней сексом втроём, что они с радостью и сделали. Уже после продажи своего медиа-холдинга пьяный «Дидим» сбивает на автомобиле девочку на костылях. Она умирает, но он зачем-то ещё стреляет в неё два раза из пистолета, а затем замораживает труп в подвале своего дома.
Складывается ощущение, что Юрий Буйда, мягко говоря, неравнодушен к знаменитому клану Яковлевых. А то, что этот роман попал в шорт-лист премии «Большая книга» показывает, что в жюри этой литературной премии Яковлевых недолюбливают.