В отличной книге Николая Валентинова (Вольского) «НЭП и кризис партии после смерти Ленина» много лестных слов говорится о деятельности Феликса Дзержинского на посту главы Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Дзержинский считал основным фактором развития промышленности «ориентацию на широкий крестьянский рынок» и подчёркивал, что «нельзя индустриализироваться, если говорить со страхом о благосостоянии деревни», выступал за развитие мелкой частной торговли, за то, чтобы поставить частного торговца «в здоровые условия», защитив его от местных администраторов. В это время Дзержинский был вместе с Бухариным и Рыковым, которых затем обвинят в «правом уклоне».
С учетом того, что Дзержинский одновременно возглавлял и ОГПУ, многие исследователи (например, Борис Кагарлицкий) делают вывод, что «правый» Дзержинский мог помешать разгрому «правой оппозиции», если бы не умер 20 июля 1926 года. При этом, как-то забывается, что «правым» в середине 1920-х годов был и Сталин. Все вместе они громили оппозиционеров: Троцкого, Зиновьева, Каменева, Пятакова и др.
А потом начался мировой экономический кризис. В СССР наблюдался кризис Новой экономической политики. Страна нуждалась в масштабной индустриализации, чтобы вооружиться и выстоять в предстоящей глобальной войне. Очевидно, что Сталин не стал бы атаковать «правых» не заручившись поддержкой Дзержинского. И если бы он не получил такую поддержку, то Дзержинский был бы устранён от руководства ОГПУ.
Сталин делал главную ставку на подчиненный ему партийный аппарат. Ведь именно партия на съездах избирала руководителей страны. Если ты контролируешь избрание делегатов на съезд, то автоматически получаешь преимущество при формировании руководящих органов страны.
При этом, Дзержинский жёстко выступал против бюрократии. Он призывал привлекать трудящиеся массы к самостоятельному историческому творчеству новых общественных отношений, к подчинению этим массам всей работы государственного и хозяйственного аппарата. Вот, что он писал за месяц до смерти: «Я считаю этот вопрос (о борьбе с бюрократизмом) самым основным вопросом нашего дальнейшего бытия. Хозяйственник, не привлекший поддержки рабочих, которыми он руководит, не может выполнять поставленных перед ним задач».
20 июля 1926 Дзержинский в своём последнем выступлении на Пленуме ЦК ВКП(б) сказал: «А если вы посмотрите на весь наш аппарат, на неслыханный бюрократизм, на нашу неслыханную возню со всевозможными согласованиями, то от всего этого я прихожу прямо в ужас». Далее Дзержинский выдвигает альтернативу – либо он уходит в отставку, либо необходимо сосредоточение в его руках не только аппарата управления промышленностью (ВСНХ), но и аппарата управления торговлей (Наркомторг) и кредитно-финансовой сферой (Госбанк). После этой речи Дзержинский умер от сердечного приступа.
Смог бы Дзержинский побороть бюрократизм и ведомственность разных государственных органов? Думаю, что – нет.