Поделиться/Share

Говорят, медиа в России сейчас переживают не лучшие времена. Читатели жалуются на резкое падение компетенции журналистов и качества контента в целом, инвесторы недовольны статистикой, сотрудники – условиями работы. В результате редакции переформатируются и оптимизируются – иногда удачно, а иногда так себе.

И в то же самое время, как мы составляем списки творческих профессий, представителей которых вот-вот заменят роботы, медиаменеджмент, который по определению должен наиболее чутко отзываться на тренды, остается удивительно консервативным по своей сути и требует постоянного физического присутствия сотрудника на рабочем месте. Порой в ущерб и сотруднику, и делу.

Офис как культ

Буквально пара строк истории. В разных редакциях в разное время подход к организации работы всегда был разным. Где-то во главе угла ставилась дисциплина, и время прихода на работу фиксировалось в пропуске, где-то сотрудники появлялись в офисе только на несколько часов, на летучку, например, а все остальное время находились где-то «в полях». Так или иначе, необходимость журналиста постоянно находиться в редакции зачастую была следствием привязки к «средствам производства», особенностям характера, либо с блажью конкретного менеджера. Мой преподаватель по бизнес-менеджменту, к примеру, считал, что руководитель отдела должен иметь доступ через интранет к компьютеру каждого сотрудника для наблюдения за прогрессом написания текста(или выполнения другого задания) в реальном времени. Он был уверен в том, что такая организация рабочего процесса заставляет сотрудников быть ответственными, а не гонять чаи и болтать в курилке. Думаю, каждый, кто сталкивался с творческими муками при написании материалов, покрылся сейчас холодным потом, представив себя внутри такой рабочей схемы.

Безусловно, в медиаменеджменте и HR сейчас царит изрядный бардак, но связан он скорее с непониманием сути творческой работы и ее адекватной оценки. Изучая вакансии в журналистике, вы неизбежно столкнетесь с чудовищной вилкой зарплат на одни и те же вакансии в 4-6 раз, причем предложение ставка редактора или сотрудника пресс-службы начинается где-то от 20-30 тысяч рублей. В Москве.

И ладно, что журналисту или редактору за эти 30 тысяч предлагают не только писать или редактировать, но и вести соцсети, делать иллюстрации и баннеры в фотошопе и еще немножечко шить. Главное условие почти в любом объявлении – только офис. А это ежедневная дорога в два конца — нервы, время и опять расходы.

В любой другой профессии желание начальства постоянно видеть и контролировать сотрудников в течение рабочего дня вполне понятно, однако журналистика, как и любая творческая профессия, имеет еще одно условие – ненормированный рабочий график. И с офисом оно очень плохо сочетается. Помню довольно типичный случай, когда после полноценного рабочего дня я пришла домой и легла спать, но почти сразу меня разбудил звонок шеф-редактора – переворот в Турции! Примерно до 4 утра сотрудники редакции в полном составе(журналисты, редакторы, сммщики, бильд), каждый из своего дома, вели онлайн-трансляцию злосчастного переворота. Но следующий день никто не отменял, и, как обычно к 10, все «участники переворота» были на рабочих местах в офисе. С учетом работы на мероприятиях и подобных авралов, в среднем журналист проводит в офисе по 10, а то и 12 часов, и хорошо, если ваш работодатель оплачивает такси в случае задержки допоздна.

Я не буду перечислять все проблемы со здоровьем, личной жизнью и временем и прочие побочные эффекты, которые неизбежно возникают при таком образе жизни. Любой участник отрасли понимает, чем я.

Давайте добавим мемчиков

Лет 10 назад, когда в моду вошли блогеры, традиционным СМИ предрекали скорую гибель. Вот же, смотрите, гражданская журналистика! Без офисов, без расходов на оргтехнику и отпуска, без корреспондентских сетей и командировочных – и работает! За прошедшие годы блогеры обросли таким оборудованием, профессиональными командами и продакшенами, что нынешней юной инстаграмщице или геймстримеру позавидует любой телеканал средней руки, не говоря уж об онлайн-изданиях.

Попытки наполнить СМИ блогерским контентом, которые сейчас можно наблюдать повсеместно, выглядят довольно жалкими. Фабрика мемов не может работать с 9 до 18, сценарий стрима лучше всего пишется в 2 часа ночи, а еще выясняется, что самые творческие люди все сплошь социофобы и аутисты(не в медицинском, а социальном плане)и с командной работой у них так себе. А еще ездить из каких-нибудь своих Люберец и обратно каждый день они не хотят. При этом сам уровень контента стал так низок, что кажется еще немного и действительно вместо «студентов по объявлению» не только комментарии и отзывы, но и сами статьи начнут писать боты.

Пастбище котиков

Наш проект изначально был чем-то вроде эксперимента. Когда формировался основной костяк сотрудников Warhead.su в мае прошлого года, мы знали, что даже при самом радужном развитии событий у нас не будет офиса по меньшей мере год. При этом изначально инвесторы дали проекту несколько испытательных месяцев, и в случае неудачного старта, нас признали бы «безнадежными». Мы понимали, что единственный шанс доказать свое право на жизнь, добиться ожидаемого результата, можно только если сотрудники, практически не видя друг друга, будут работать очень слаженно, при этом каждый из них по отдельности будет ответственно и четко выполнять свои обязанности. Чтобы выпуск статей шел бесперебойно, необходимо было, с одной стороны, четкое планирование, а с другой – организованность нескольких десятков авторов-внештатников, которые задействованы в других проектах или имеют постоянную работу. И все это вокруг совершенно новой, edutainment-концепции военно-исторического ресурса, которую предстояло проверить.

Поначалу это казалось почти невозможным. Многие авторы очень медленно отвыкали писать и главное думать «как в учебнике», некоторые пытались отделаться рерайтом википедии или переводом чужих исследований. С каждым пришлось проводить индивидуальную работу на протяжении недель, пока мы добились приемлемого результата. Из-за того, что большая часть статей шла на переделку, нам никак не удавалось отодвинуть планирование хотя бы на неделю вперед – и это под постоянным дамокловым мечом KPI по трафику, необходимостью увеличивать число ежедневных публикаций и непрерывным параллельным процессом разработки – на лонче сайт был еще даже без админки…

Но… «пасти котов» оказалось не так уж сложно, если вы готовы четко выставлять приоритеты, вовремя наполнять миски и не гладить их против шерсти. Залог успеха – ответственные люди на «узловых» и управляющих должностях и немного хаоса внутри широких рамок. Обычно об «управляемом хаосе» говорят в геополитическом и крайне негативном значении, но в малой управленческой модели он может обеспечить вам куда больше порядка, чем самое жесткое расписание, штрафы и угрозы. Нельзя позволять срывать сроки или затягивать сдачу, но воспользовавшись моим советом, вы не раз заметите качественное улучшение эффективности сотрудника, у которого появилось немного «свободы для маневра». Например, он ходит на тренировку в определенное время или ему требуется отлучиться на час посреди рабочего дня, чтобы забрать ребенка из детского сада. Дайте ему этот час, и вы получите гораздо более работоспособного коллегу, чем если заставите его нервничать и мучиться. А еще вы получите ресурс, который совершенно незаменим, когда вы «пасете котов» – лояльность.

Сейчас в основной редакции работает чуть больше 10 человек и около 25-30 авторов пишут для нас тексты. В команде люди из разных регионов и стран, при этом никакая дискриминация в духе «в области ниже зарплаты»у нас нет – редактор из Перми получает столько же, сколько редактор из Москвы. Нет и разницы для авторских гонораров, благодаря чему внештатники только на статьях зарабатывают до 100 тыс в месяц. Это к частому вопросу «может ли журналист прокормить себя только текстами». Мне также кажется чудовищно глупым представление о том, что нельзя брать на работу людей старше 40 (во многих медиа это неофициально практикуется), дескать, они уже не секут в трендах и неинтересны аудитории. Во-первых, аудитории нужны авторитеты, а во-вторых, не знаю насчет других профессий, но журналисты и редакторы именно к этому возрасту находятся в расцвете мастерства, опыта и связей.

Что касается технических моментов. Мы работаем с удаленной бухгалтерией. Команда разработчиков у нас изначально находилась в другой стране, сейчас мы заключили контракт с агентством из Тверской области, отличные ребята. Все вопросы решаем онлайн-созвонами, а иногда, в особо важных случаях, устраиваем встречи в Москве.

Не бывает, чтобы все было хорошо

Пара слов о минусах. Мне бы не хотелось создавать ощущение, будто удаленная редакция – это абсолютно идеальная модель. Здесь есть и свои «подводные камни».

Во-первых, работать из дома все-таки тяжело, кто бы что ни говорил. Увы, далеко не все способны к тому же уровню мобилизованности дома в халате и тапках, как и за офисным столом. И дело подчастую даже не в лени или безответственности, а в том, что внезапно обнаруживается, что дома вас поджидает миллион отвлекающих факторов, которых в офисе просто нет. А кому-то, чтобы быть в тонусе, необходимы посторонние глаза – такая вот психология. Именно поэтому многие фрилансеры предпочитают уходить на рабочий день в ближайший коворкинг или тайм-кафе.

Кстати, это неплохой промежуточный вариант. Хотя лично я недолюбливаю коворкинги – в них общая вентиляция, плохо моют «общественную» посуду, и сотрудники постоянно болеют.

Во-вторых, наиболее удобным инструментом для координации мы выбрали телеграм-чаты. Довольно быстро их расплодилось довольно много, что, с одной стороны, помогло части сотрудников отсечь ненужные ручейки информации, зато другим приходится вариться в неумолкающем бурном потоке. Поскольку многие используют мессенджер для личного общения, постоянно находятся онлайн, создается иллюзия «круглосуточной» работы, а у людей есть ощущение похищенного личного пространства. Переписки сотрудников вне рабочего времени – постоянный спутник удаленных редакций. Но здесь можно лишь посоветовать более жестко защищать свое личное время и четко проговаривать с коллегами моменты, когда вас не нужно беспокоить. Вы можете быть онлайн и мирно беседовать в вашем любимом чате про котиков, но на несрочные рабочие вопросы в соседних окошках мессенджера ответите только утром.

Хорошо отдохнувший сотрудник трудится лучше, чем измученный – простая аксиома, которую адепты офисов почему-то очень часто не понимают. Не повторяйте эту ошибку. Люди должны отдыхать.

6 советов для тех, кто хочет попробовать удаленную редакцию

  1. Не берите на штатные должности сотрудников по совместительству. Да, у вас нет офиса, но это не значит, что можно параллельно куда-то устроиться – все рабочее время должно быть отдано только вашему проекту.
  2. Каждый сотрудник в производственной цепочке должен понимать, сколько звеньев после него до окончательного выпуска. Зная, что его ждет еще несколько человек, он будет ощущать вовлеченность в процесс и не станет затягивать работу.
  3. Не бойтесь брать людей из регионов, молодых мам, людей в возрасте и других сотрудников, которых офисные HR часто записывают в факторы риска. Вы не представляете, сколько талантливых и очень ответственных людей остаются за бортом просто потому, что стали жертвами стереотипов.
  4. В то же время, не пытайтесь до последнего удерживать сотрудников, которые явно не способны работать без постоянного надзора. Очень быстро они становятся слабым звеном, которое может разрушить всю цепочку.
  5. Совсем без встреч ни в коем случае нельзя. Обязательно предусмотрите бюджет на летучки в коворкингах или тайм-кафе, например. Они могут проходить в относительно неформальной обстановке, однако все должны понимать, что пришли на рабочую встречу, а не на дружескую попойку.
  6. Постарайтесь познакомить сотрудников редакции и авторов. В дальнейшем это отлично скажется на дистанционной коммуникации.

Это полный текст моей статьи, опубликованной на vc.ru

Поделиться/Share

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.