Поделиться/Share

На днях прочитал интересную книгу «Капитализм для народа. Либеральная революция против коррумпированной экономики». Автор, итальянский экономист Луиджи Зингалес, ныне профессор предпринимательства и финансов в Школе бизнеса им. Бута при Чикагском университете, президент Американской финансовой ассоциации. Он эмигрировал в США в 1988 году. «Я бежал от несправедливой системы. Италия довела до совершенства понятие «клановости». Вы получаете должность благодаря знакомствам, а не знаниям. В Италии даже врачи скорой помощи получают повышение в зависимости от политических пристрастий, а не благодаря своим профессиональным заслугам. В Италии самый простой способ разбогатеть заключается в том, чтобы использовать связи в политической сфере и получить правительственный заказ», – пишет он.

Переехав в США Луиджи Зингалес радовался открывшимся перед ним возможностям и довольно быстро добился успеха. «Однако вскоре я стал замечать вещи, напоминавшие мне происходившее в Италии. Я наблюдал за превращением американской финансовой системы в систему коррумпированного капитализма по-итальянски. Под угрозой оказываются не только наши деньги, но и наша свобода. Клановость подавляет свободу слова, уничтожает мотивацию к учебе и ставит под удар карьерные перспективы», – отмечает автор.

Луиджи Зингалес

Спасение экономической и политической системы Луиджи Зингалес видит в усилении конкуренции. Трудно спорить с тем, что чем больше поставщиков товаров или услуг, тем лучше потребителям. Именно поэтому поставщики издавна стараются координировать усилия, чтобы увеличивать прибыльность своих операций. В условиях капитализма политическая власть вынуждена ориентироваться на крупный капитал, который является спонсором избирательных компаний, а также создаёт рабочие места для избирателей. В результате получается, что система работает на то, чтобы богатые неуклонно богатели, а бедные – беднели. Именно этот процесс: стремительного усиления неравенства, мы наблюдаем в мире в последние десятилетия.

Рецепт борьбы с экономическим неравенством прост: прогрессивные налоги на доходы, имущество, наследство. Чем больше человек имеет, тем большую долю он должен платить в государственный бюджет. О справедливости такого подхода писал ещё Адам Смит. В принципе во всех развитых странах имеется прогрессивное налогообложение. Однако налоговое законодательство пестрит таким числом исключений и льгот, что в итоге богатые зачастую платят меньше налогов (в соотношении с доходом) чем бедные и средний класс.

Луиджи Зингалес считает, что налоговое законодательство стоит упростить и отменить льготы для богатых. Он согласен, что налоги должны быть прогрессивными. Однако он не очень доверяет государству. Ведь чиновники тратят часть собранных налогов на себя, а также часто направляют бюджетные деньги на поддержку крупных корпораций, а не на помощь нуждающимся.

Как же можно усилить конкуренцию? По мнению Луиджи Зингалеса – за счёт введения прогрессивного налога на корпоративное лоббирование. «В лоббировании нет ничего дурного; проблема лишь в том, что оно плохо уравновешено. Крупные компании лоббируют непропорционально больше небольших фирм; как следствие, они получают непропорционально большие преимущества. Высокие ставки налогообложения для лоббирования и перераспределение полученных средств для поддержания разнообразных точек зрения позволят уровнять правила игры. Эти меры также позволят ослабить стимулы к лоббированию, поскольку каждая фирма-лоббист будет знать, что часть её средств пойдёт на поддержание противоположной стороны», – пишет он.

При этом Луиджи Зингалес прекрасно осознаёт, что большинство избирателей некомпетентны в экономических вопросах. Он считает, что научные круги должны активнее разоблачать язвы кланового капитализма, чтобы люди узнали правду о реальном положении вещей. В результате политики не смогут открыто подыгрывать обладателям крупных состояний. Но сам он сомневается, что многие ученые осмелятся на такое поведение. Луиджи Зингалес уверен, что постепенно все больше образованных людей окажутся среди проигравших и начнут активно выступать против кланового капитализма.

«Сегодняшние изменения создали множество проигравших и лишь несколько очевидных победителей. До сегодняшнего дня политическая реакция в значительной степени подавлялась: большая часть бремени приходилась на низкоквалифицированных, не имеющих высшего образования работников, обладающих довольно слабым влиянием на политику. Однако со временем состав проигравших изменится. По мере того, как конкуренты будут становиться всё более высокообразованными, бремя расходов придётся нести тем, кто занимает более высокое положение и кто до сих пор получал значительную выгоду от подобного процесса, – ведь относительный уровень их заработка рос, тогда как заработки остального населения не менялись или даже сокращались. Программисты уже ощутили на своих доходах давление, вызванное ростом конкуренции со стороны иностранных компаний. Скоро придёт очередь бухгалтеров, юристов, врачей и учителей. Эти группы обладают намного большим политическим влиянием: они не сдадутся без боя», – считает Луиджи Зингалес. Но если экономисты не убедят «новых проигравших» бороться за честную конкуренцию в экономической и политической сферах, они будут требовать сохранения уровня своих доходов за счет ограничения конкуренции со стороны иностранцев. В этом их могут поддержать и многие корпорации, которые станут требовать новых привилегий и льгот для себя.

Наоми Кляйн

Не все исследователи уповают исключительно на благотворную силу конкуренции. Журналистка Наоми Кляйн в своей знаменитой книге «Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф», также разоблачает клановый капитализм и стремительный рост неравенства. Однако она предлагает решать проблемы не за счет усиления конкуренции, а благодаря развитию взаимопомощи. В частности, Наоми Кляйн обращает внимание на рост кооперативного движения в Латинской Америке. Причем речь идёт не только о небольших кооперативах, но и о кооперации между странами.

«Каждая страна поставляет то, что ей легче всего производить, а в ответ получает то, в чем острее всего нуждается, независимо от цен на глобальном рынке. Так, Боливия поставляет газ по стабильным льготным ценам; Венесуэла отдаёт нефть, при сильных государственных субсидиях, беднейшим странам и делится своим опытом разработки месторождений полезных ископаемых; Куба посылает тысячи докторов, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь по всему континенту, одновременно обучая студентов из других стран в своих медицинских институтах», – отмечает она.

Наоми Кляйн обращает внимание на многочисленные примеры, когда жители тех или иных стран помогают друг другу в ликвидации последствий стихийных бедствий или разрушительных военных действий. При этом, если люди надеются на правительство или частных инвесторов, то зачастую получается, что лучшая земля оказывается захваченной корпорациями, а беднякам места уже не находится.

Книга Наоми Кляйн была опубликована в 2007 году и с тех пор ситуация во многих странах Латинской Америки сильно ухудшилась. Луиджи Зингалес выпустил свою книгу в 2012 году, и пока усиления благотворной конкуренции в США не наблюдается. Мир продолжает неуклонно катиться к глобальной войне, с помощью которой богатые постараются отвлечь бедных от поиска виноватых. Только вряд ли им это поможет.

Сергей Правосудов

Продолжение следует

Поделиться/Share

24 КОММЕНТАРИИ

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.