Главным драйвером роста спроса на нефть уже достаточно давно является Китай. С 2002 года эта страна увеличила потребление нефти более чем в два раза! Правда пока Китай отстает от США по объёму потребления. В 2015 году КНР понадобилось 578 млн т нефти, а США – 851,6 млн т. Из-за того, что добыча нефти в Китае растет не так быстро с 170 млн т в 2003 году до 215 млн т в 2015 году, страна вынуждена наращивать импорт. Нефть в Китай поступает в основном из Ближнего Востока, Африки и России. Как известно ситуация на Ближнем Востоке и в Африке далека от стабильной, что нервирует Китай. Именно поэтому китайцы наращивают закупки нефти в России. Кроме того, китайцы ведут всё более агрессивную политику в Южно-Китайском море, где имеются залежи нефти и газа. Главный вопрос, который стоит сегодня перед мировым сообществом звучит так: Станет ли Китай новым мировым лидером?
В 2011 году Китай по объему ВВП (в долларах) вышел на второе место в мире, обогнав Японию. При этом по объёму промышленного производства он вышел на первое место, опередив США. То есть американское лидерство держится на «виртуальной» экономике (сфера услуг, финансы, интернет). Правда, в последнее время американцы много говорят о новой индустриализации, но пока не понятно насколько успешной будет эта стратегия. Сейчас эксперты спорят о том, сколько времени понадобится КНР, чтобы стать мировым экономическим лидером. Понятно, что США подобная перспектива совершенно не устраивает. Попробуем проанализировать шаги, которые могут предпринять США для сохранения своего лидирующего положения.
Не стоит думать, что Китаю гарантировано первое место в мировой экономике. В 1970–80-е годы все были уверены, что через какое-то время Япония обгонит США по размеру ВВП, но этого не произошло. Японская экономика погрузилась в глубокую депрессию и прорывов от неё уже никто не ждёт. Но здесь необходимо понять, что стремительный экономический рост Японии, а ещё раньше – ФРГ не сильно пугал США. Ведь с политической точки зрения эти страны были подконтрольны американцам. Не секрет, что на территории, и Японии, и Германии ещё со времён Второй мировой войны располагаются американские военные базы. Иное дело – Китай. Эта страна стремится проводить самостоятельную внешнюю политику и стимулирует продвижение своих компаний на зарубежные рынки, где они сталкиваются с американскими корпорациями.
Ранее американские стратеги рассчитывали на постепенную эволюцию политического режима КНР. Они надеялись, что рост числа предпринимателей и обеспеченных граждан приведёт к демократизации политической системы, то есть отказу Коммунистической партии Китая от монополии на власть. В этих условиях, американцам было бы легче влиять на стратегию Китая. Однако этого не произошло. Китайцы разрешили предпринимателям вступать в партию, а выборы проводят только на местном уровне. В США выходит очень много книг, в которых скрупулезно анализируется постоянно растущее протестное движение в Китае: забастовки, восстания крестьян и горожан, сепаратистские движения уйгуров и жителей Тибета, деятельность диссидентов. Очевидно, что многие протестные движения поддерживаются из-за рубежа. Монопольное правление коммунистов, которое продолжается уже почти 70 лет, вызывает недовольство у многих китайцев. Тем более, что коммунисты любят передавать власть и богатство своим родственникам, а не талантливым выходцам из низов. Долгая история Китая состоит из периодов стабильности и масштабных гражданских войн, которые часто приводили к распаду страны.
Вполне возможно, что американцы попробуют провести в Китае «цветную» революцию, как они это делали в других странах. Но вероятность такого развития событий мала, так как позиции американских спецслужб внутри КНР не настолько сильны, чтобы рассчитывать на победу такого движения. Кроме того, Китай уже добился такого уровня экономического развития, что любая власть в этой стране будет автоматически вступать в конфронтацию с США, поэтому даже в случае успеха «цветной» революции проамериканское руководство во главе Китая долго не продержится. В этих условиях американцы, скорее всего, сделают ставку на дестабилизацию ситуации за счёт стимуляции раскола между экономически развитыми прибрежными районами востока страны и «крестьянским» центром.
Успехи Китая связаны со стремительным ростом производства промышленной продукции в восточных районах страны. Подавляющая часть китайского среднего класса проживает либо в прибрежных районах, либо в Пекине. По разным оценкам численность среднего класса в КНР составляет 150-300 млн человек. Противовесом этому относительно немногочисленному слою обеспеченных китайцев являются более 1 млрд бедных. Территории, прилегающие к портам, процветают за счет торговли с развитыми странами США, Японией, ЕС, а остальное население прозябает в бедности. Власти КНР прекрасно это понимают. Поэтому в последнее время они провозгласили своей целью поднять уровень внутреннего потребления, чтобы ослабить зависимость своей экономики от экспорта.
Власти в Пекине пытаются сблизить интересы узкой прибрежной полосы и остального Китая. Главная проблема заключается в том, откуда у населения внутренних районов появятся деньги на покупку товаров. Получается, что нужно будет стимулировать появление промышленных предприятий внутри страны за счет выдачи субсидий, дешёвых кредитов, налоговых льгот, что может вызвать недовольство у жителей прибрежных районов, так как деньги будут изыматься у них в качестве налогов. Сегодня жители внутренних районов испытывают сильную зависть к своим богатым соотечественникам, живущим на востоке страны. Похожая ситуация наблюдалась в 1940-е годы, когда Мао Цзедун собрал мощную крестьянскую армию во внутренних районах и получив оружие от СССР очистил от компрадоров прибрежные районы. Победив, он установил партнерские отношения с СССР и закрыл страну для западного капитала.
Очевидно, что США попытаются с помощью своих союзников в Японии, Южной Корее, Тайване и ЕС стимулировать сепаратистское движение в прибрежных районах. Сегодня интересы прибрежного Китая намного ближе интересам его иностранных торговых партнеров, чем остального Китая. Если пекинские власти начнут подавлять это движение силовым образом, то это приведет к нестабильности в самых развитых регионах КНР и серьёзным экономическим потерям. В истории были примеры противостояния прибрежных торговых районов с центральными сельскохозяйственнымы. Вспомним Пелопонесскую войну между Спартой и Афинами 431–404 гг. до н. э. в которой союз государств во главе с Афинами проиграл спартанцам. Однако последние, после победы стали быстро обогащаться, что привело к разложению спартанского военизированного общества. В результате вскоре греческие города-государства были вынуждены подчиниться власти македонских царей сначала Филиппа, а затем знаменитого Александра. В российской истории наблюдалось противостояние Новгородской торговой республики с Московским княжеством, которое завершилось покорением Новгорода Иваном III в 1478 году. Однако торговля Новгорода с западными странами автоматически приводила к появлению оппозиционных Москве сил, поэтому в 1569–1570 гг. Иван Грозный осуществил здесь массовые казни, что сильно подорвало экономические позиции Новгорода.
Противостояние внутри страны главная проблема, которой предстоит решать китайским властям. Но есть и другие проблемы, которые могут помешать Китаю стать мировым лидером.
Первая – финансовая. Китайские банки зачастую выдают кредиты по указанию чиновников, поэтому здесь очень высока доля «безнадежных» долгов (по некоторым оценкам порядка 30% ВВП). В Японии в 1990 году «безнадежные» долги достигли 20% ВВП, что привело к кризису из которого страна, так и не смогла выбраться.
Вторая – экологическая. Стремительный рост экономики Китая во многом был обязан полному пренебрежению к защите окружающей среды. На очистных сооружениях экономили. Это привело к плачевным результатам. По оценкам Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, 20 из 30 самых грязных городов в мире находятся в Китае. На территории КНР постоянно идут кислотные дожди, более половины водных ресурсов непригодна для питья, а свыше трети даже для промышленного использования. Многие реки просто исчезли с лица земли. Власти Китая осознали размер опасности и стали принимать меры. В частности, направлять миллиарды долларов на региональные программы по защите окружающей среды и сокращение загрязнения. Закрываются особенно «грязные» заводы. Однако, создание очистных сооружений на предприятиях повышает себестоимость китайских товаров. Одновременно растут зарплаты трудящихся, что опять же приводит к росту себестоимости продукции.
Третья – демографическая. Стремительный рост рождаемости в Китае наблюдался в 1960-70-х годах. В 1979 году в КНР начала действовать программа ограничения рождаемости под лозунгом «одна семья – один ребёнок». В результате может получиться так, что население Китая постареет, не достигнув мирового лидерства. В 2012 году в Китае было впервые зафиксировано снижение количества работоспособных граждан. В 2014 году число трудоспособных граждан сократилось на 3,7 млн, а в 2015-м ещё на 4,9 млн человек. Именно поэтому с 2016 года китайцам официально разрешили иметь двух детей.
В любом случае в ближайшее время нам предстоит увидеть рост напряжённости между США и КНР. В этом противостоянии обе страны будут заинтересованы в таком союзнике как Россия.